В последний январский вечер я оказался на Красной Пресне. Рядом с метро "Улица 1905 года", в тылу монумента героям революции собирались нацболы под своими красными знамёнами с чёрной "лимонкой" в белом круге. Партия "Другая Россия" верна стилю консервативной революции. Ещё присутствовали черно-жёлто-белый имперский стяг и триколор Луганской народной республики (ЛНР) с красной звездой в обрамлении хлебных колосьев.
Я бывал на акциях лимоновцев ещё в прошлом веке, когда они назывались Национал-большевистской партией (НБП), запрещённой в дальнейшем. И теперь пришёл из праздного любопытства, которое часто накатывает после рабочего дня.
Сходить сегодня на митинг Лимонова - всё равно что на концерт The Exploited, думал я. Классика жанра для ветеранов и фанатов политического хардкора. Punk's not dead!🤘
Площадку митинга по периметру ограждали полицейские турникеты. На них активисты развесили баннеры с лозунгами: "Россия - всё, остальное - ничто!", "Нация! Родина! Социализм!", "Бог велел делиться", "Твои мысли - это палево".
Десятка три суровых партийцев находились внутри ограждения, немногочисленные зеваки кучковались снаружи. Несколько полицейских спокойно соблюдали свободу слова и собраний. Я присоединился к зевакам и закурил...
Уже пора было начинать, но тут взбунтовалась аппаратура. Микрофон и матюгальник на морозце как воды в рот набрали. Люди-революционеры пытались подавить бунт техники, но техника вела себя принципиально...
Стало очевидно, что панк-революции в духе The Exploited не будет.
Пока я стоял и курил, ко мне подошёл азиат-гастарбайтер, одетый в рекламный щит цветочного магазина. Сын степи или пустыни, широко улыбнувшись, спросил с лёгким восточным акцентом:
- Это немцы сейчас будут, нацисты?
Вопрос явно задал выпускник советской школы.
- Нет, это национал-большевики. Они русские и левые, - ответил я.
Про левых человек наверняка не понял и продолжал недоумевать.
- А вот у них там слово "нация" написано...
- Ну и что? Нация - это хорошо!
- А вот там ещё написано: "Россия - всё, остальное - ничто", - это что?
- Это лозунг.
Мой собеседник опять хитро улыбнулся.
- Надо же расширяться... А то получается что: вот Таджикистан, Узбекистан, Казахстан, Киргизия - они, значит, ничто?
Я затушил окурок и принял философский вид.
- Россия большая... Эти страны тоже когда-то были в Советском Союзе, в России, по большому счёту. Но они давно уже независимы.
Человек-плакат ушёл, продолжая терзаться геополитическими сомнениями. А митинг "Другой России" тем временем всё же начался. С импровизированной трибуны Эдуард Лимонов в мегафон рассказывал о ситуации на Донбассе. Мегафон-саботажник скорее глушил голос русского писателя, нежели усиливал его.
Я сделал несколько фотоснимков на телефон. Телефон замёрз и вырубился. Восстание техники шло своим чередом.
Москва, 31.01.2017