Действительно,
низкая явка - пока что главная проблема президентских выборов в России 2018 года. Об этом недавно говорил и Дмитрий Песков, мечтая о "серьезной оппозиции", "опытных политиках", которые могли бы посоперничать с действующим президентом Путиным. Но таковых на горизонте нет, поэтому проблема остается.
В 2012 году выборы президента проходили на фоне роста протестной волны, основным генератором медийной и социально-политической активности "путинистов" служила белоленточная массовка. Болотная площадь заряжала энергией Кремль. Эта революционная энергия пропускалась сквозь адаптеры Поклонной горы, Лужников и Первого канала, выпуская качественный реакционный пар. Добрый консервативный пар, на котором Государство Российское успешно двигалось дальше. А отработанный "болотный" шлак остался за бортом Истории.
Реанимация радикально-либерального движения - один из вариантов гарантированного оживления картинки выборов-2018. Для этого может пригодиться Навальный (а также совершенно закулисный заграничный Ходорковский). Иные протестные фигуры с треском провалились на думских выборах 2016 года и не представляют больше никакого политического интереса.
Также возможен сценарий имиджевого обновления основного спарринг-партнера власти - КПРФ. Кто, кроме Зюганова? Наверняка кто-то есть на примете.
Владимир Жириновский на данный момент является единственным очевидно полезным конкурентом Владимиру Путину. Яркий и резкий, одногодка Трампа, он вполне еще может сыграть роль главного альтернативщика. Не ново, зато качественно. Поэтому Жириновский остается в обойме.
Вариант, когда Путин пойдет на выборы без серьезных соперников, но при активном внимании и соучастии избирателей, тоже возможен. Для этого нужен острейший внешнеполитический кризис, грозящий мировой войной. Тогда голос за Путина будет означать просто голос за Родину, атакующее "ура", и высокая явка станет формой национально-патриотической мобилизации.
И последний сценарий. Если власти удастся хотя бы частично стабилизировать экономику страны и остановить обеднение народа, можно будет сыграть и на низкой явке. Меньше народа - больше кислорода, никакой паники, все идет по плану. Лучше жизнь - меньше явка. Лучше меньше, да лучше... Не самый плохой вариант, между прочим.