May 31, 2015 16:53
Так любимые среди Homo soveticus дачи: 6 соток и более, нарочитые огороды, переполненные душные электрички или в лучшем случае пробки по дороге туда и обратно - это форма беженства. Классические советские дачные товарищества - типичные лагеря беженцев. Та же хаотичная пестрота быта, пренебрежение к стилю, примат дикого хозяйствования над культурой, невероятное ощущение "счастья и освобождения" при посещении дачи - таковы типичные проявления/ощущения советского дачника. Все это в полной мере можно отнести и к дачнику постсоветского, российского типа. Бегство из Города, вот к чему стремились и стремятся 99% дачников (или как раньше говорили - садоводов-любителей).
Есть мнение, что так проявляется наша рабоче-крестьянская суть. Так нас, дескать, тянет к родной земле. Но в таком случае было бы логичным массовое "хождение в деревню". Тогда бы деревни наши росли и крепли. Тогда бы дачники были деревенщинами. Но ничего похожего нет и в помине. Рядом с дачными участками нередко догнивают себе черные деревеньки с парой древних старушек, уже давно смотрящих в вечность. Так что беглые горожане не хотят жить в деревне, как настоящие хозяева земли русской. Они предпочли 6 соток, которые разными ухищрениями медленно увеличивают от поколения к поколению. Все-таки это не тяга к земле, это бегство от асфальта.
Еще в детстве я стал убежденными противником дачного движения. Когда рано утром в субботу штурмовал вместе с родителями забитые до отказа (еще, наверное, в депо) провонявшие потом, чесночной колбасой и перегаром вагоны электрички. Я честно не понимал, на хрена это все надо, да еще ранним субботним утром. А воскресным вечером все повторялось в обратном порядке...
И сегодня, 20 с лишним лет спустя, я не изменил своего отношения к дачному сектору российского общества. Дача - это бегство. Я же - убежденный горожанин, московский националист, и вовсе не понимаю, зачем убегать из любимого города. Все равно ведь никуда не денетесь и вернетесь. Через день, два, через месяц. Я могу понять деревню. Но дача... тут прав Шнур в своей песне про дачу, лопату и помидоры;)
Впрочем, нынешний так называемый отдых/туризм в большинстве случаев точно такое же бегство. Но уже за границу. Курортные отели (энное количество "звезд", all inclusive, аниматоры) - те же лагеря беженцев, только подороже. Современные буржуа и пролетарии могут выбирать форму бегства по вкусу и цене. Но смысл бегства от этого не меняется. Вернее, смысла нет. Но ведь нет особого смысла и в большинстве работ, которыми заняты как хозяева, так и наемные подчиненные. Просто процесс производства денег. Так что все при деле и все квиты) Хотя, конечно, курортный туризм является более прогрессивным явлением по сравнению с дачным синдромом Homo soveticus.
Россия,
homo soveticus,
дача,
туризм,
жизнь,
общество,
нигилизм плюс