Кино эпохи постгуманизма. "Безумный Макс" и "Мстители" как артефакты формирующей футурологии

May 17, 2015 20:24




На экраны вышла четвертая серия приключений бывшего полицейского Макса Рокатански. Потеряв семью в схватке с бандой мотоциклистов и пережив глобальный военный коллапс, он стал одиноким воином дорог посреди тотального хаоса и кровавого варварства.

Классическая трилогия "Безумный Макс" (Mad Max) была снята австралийским режиссером Джорджем Миллером в течение 6 лет: с 1979 по 1985 гг. ("Безумный Макс" 1979 г., "Воин дороги" 1981 г., "Безумный Макс под Куполом Грома" 1985 г.). Это был апофеоз холодной войны, и все три фильма проникнуты ощущением приближающегося атомного апокалипсиса. Ближайшее будущее представлялось жестоким и радикально негуманным. В 1984 году, между вторым и третьим "Максами", вышел и знаменитый "Терминатор" американца Джеймса Кэмерона, так же получивший продолжение. Но здесь, в американской серии, речь шла о борьбе человека и машины, искусственного интеллекта. Реальность "Макса" - человеческая, даже слишком человеческая. Техника примитивна, главные ценности "нового мира" - топливо, вода и еда, а общество пребывает в состоянии вторичного варварства, социальной и биологической деградации.

Фильм "Безумный Макс: Дорога ярости" появился через 30 лет после "Купола Грома". На экране за это время мало что изменилось. Макс все так же колесит по бескрайним радиоактивным пустыням и просто старается выжить. Его захватывают в плен боевики Бессмертного Джо, властелина Цитадели. В обмен на беззаветную службу и смерть по приказу он обещает своим бритоголовым воинам вечную жизнь в Валгалле. В Цитадели есть вода, которую Джо очень скупо иногда выдает своим нищим и больным подданным. "Не привыкайте к воде, она подчинит вас и сделает слабыми", - приговаривает он, перекрывая резервуары. При этом у Джо есть гарем, он ждет от своих жен здорового потомства. Здоровые человеческие особи - самая большая редкость в мире. Вот и Макса Рокатански держат в Цитадели в качестве донора крови. Подпитывают от него ослабевших воинов ядерной Валгаллы.

Вместе с мятежной военачальницей Фуриозой, сбежавшими женами Бессмертного Джо и солдатом Наксом, разочаровавшемся в обещаниях вечной жизни, Рокатански отправляется в благодатные Зеленые земли, на родину Фуриозы. Они мчатся на захваченном боевом грузовике с цистерной; это долгое путешествие
сопровождается погонями, сражениями и прочими опасными приключениями. Впрочем, Зеленые земли оказываются лишь красивым мифом из прошлого. "Надежда - это ошибка", - говорит Макс. И герои фильма возвращаются обратно, чтобы погибнуть или победить.

Новый Mad Max безумно хорош! Дух саги сохранен и приумножен; даже 3D-фишки здесь работают на общий замысел, а не только входят в цену билета. "Дорога ярости" - не ремейк, а именно продолжение старых "Максов". И не уступает "Воину дороги" и "Куполу грома" в брутальной эпичности. Кроме того, только в четвертой серии Макс стал по-настоящему, максимально безумным.

Фильм Джосса Уидона "Мстители: Эра Альтрона" совсем из другой оперы. Красочный комикс про "супергероев", в очередной раз спасающих мир от злодеев. Но и здесь есть элемент антиутопии. Человечеству угрожают опасности, которым оно не в состоянии противостоять. Появляется нужда в "высших силах" и даже - в эволюционном рывке. И, конечно, в механизмах тотального контроля. "Человек есть нечто, что должно превзойти". Правда, в "Мстителях" цитируется другая ницшеанская максима: "То, что нас не убивает, делает сильнее". Постгуманизм - таково популярное настроение, и не только на экране. Наше постчеловеческое будущее, предсказанное Фрэнсисом Фукуямой, стучится во все двери и окна. И оно вовсе не безоблачное.

Впрочем, кино - это только кино. Даже когда за стенами кинотеатра бушует новая холодная война. Свет гаснет. Прощай, мозг! Мотор!

Мстители, образ будущего, постгуманизм, антиутопия, кино, Безумный Макс, нигилизм плюс

Previous post Next post
Up