На экраны вышла четвертая серия приключений бывшего полицейского Макса Рокатански. Потеряв семью в схватке с бандой мотоциклистов и пережив глобальный военный коллапс, он стал одиноким воином дорог посреди тотального хаоса и кровавого варварства.
Классическая трилогия "Безумный Макс" (Mad Max) была снята австралийским режиссером Джорджем Миллером в течение 6 лет: с 1979 по 1985 гг. ("Безумный Макс" 1979 г., "Воин дороги" 1981 г., "Безумный Макс под Куполом Грома" 1985 г.). Это был апофеоз холодной войны, и все три фильма проникнуты ощущением приближающегося атомного апокалипсиса. Ближайшее будущее представлялось жестоким и радикально негуманным. В 1984 году, между вторым и третьим "Максами", вышел и знаменитый "Терминатор" американца Джеймса Кэмерона, так же получивший продолжение. Но здесь, в американской серии, речь шла о борьбе человека и машины, искусственного интеллекта. Реальность "Макса" - человеческая, даже слишком человеческая. Техника примитивна, главные ценности "нового мира" - топливо, вода и еда, а общество пребывает в состоянии вторичного варварства, социальной и биологической деградации.
Фильм "Безумный Макс: Дорога ярости" появился через 30 лет после "Купола Грома". На экране за это время мало что изменилось. Макс все так же колесит по бескрайним радиоактивным пустыням и просто старается выжить. Его захватывают в плен боевики Бессмертного Джо, властелина Цитадели. В обмен на беззаветную службу и смерть по приказу он обещает своим бритоголовым воинам вечную жизнь в Валгалле. В Цитадели есть вода, которую Джо очень скупо иногда выдает своим нищим и больным подданным. "Не привыкайте к воде, она подчинит вас и сделает слабыми", - приговаривает он, перекрывая резервуары. При этом у Джо есть гарем, он ждет от своих жен здорового потомства. Здоровые человеческие особи - самая большая редкость в мире. Вот и Макса Рокатански держат в Цитадели в качестве донора крови. Подпитывают от него ослабевших воинов ядерной Валгаллы.
Вместе с мятежной военачальницей Фуриозой, сбежавшими женами Бессмертного Джо и солдатом Наксом, разочаровавшемся в обещаниях вечной жизни, Рокатански отправляется в благодатные Зеленые земли, на родину Фуриозы. Они мчатся на захваченном боевом грузовике с цистерной; это долгое путешествие
сопровождается погонями, сражениями и прочими опасными приключениями. Впрочем, Зеленые земли оказываются лишь красивым мифом из прошлого. "Надежда - это ошибка", - говорит Макс. И герои фильма возвращаются обратно, чтобы погибнуть или победить.
Новый Mad Max безумно хорош! Дух саги сохранен и приумножен; даже 3D-фишки здесь работают на общий замысел, а не только входят в цену билета. "Дорога ярости" - не ремейк, а именно продолжение старых "Максов". И не уступает "Воину дороги" и "Куполу грома" в брутальной эпичности. Кроме того, только в четвертой серии Макс стал по-настоящему, максимально безумным.
Фильм Джосса Уидона "Мстители: Эра Альтрона" совсем из другой оперы. Красочный комикс про "супергероев", в очередной раз спасающих мир от злодеев. Но и здесь есть элемент антиутопии. Человечеству угрожают опасности, которым оно не в состоянии противостоять. Появляется нужда в "высших силах" и даже - в эволюционном рывке. И, конечно, в механизмах тотального контроля. "Человек есть нечто, что должно превзойти". Правда, в "Мстителях" цитируется другая ницшеанская максима: "То, что нас не убивает, делает сильнее". Постгуманизм - таково популярное настроение, и не только на экране. Наше постчеловеческое будущее, предсказанное Фрэнсисом Фукуямой, стучится во все двери и окна. И оно вовсе не безоблачное.
Впрочем, кино - это только кино. Даже когда за стенами кинотеатра бушует новая холодная война. Свет гаснет. Прощай, мозг! Мотор!