Nov 13, 2010 12:48
Его животная ненависть к вере в бессмертие души, к идее личного бессмертия на самом деле - проявление декаданса, упадка, ослабления воли к жизни, жажды смерти. Атеизм вообще демонстрирует ослабление жизненных инстинктов, это отказ от притязаний на Вечность. Более того, отрицание бессмертия души показывает невыносимость земного существования для конкретного индивидуума. Не верю - значит, не хочу и не могу. Значит, даже одна жизнь настолько невыносима, что сама мысль о ее продолжении за гробом уже внушает отвращение. Что это, как не явный декаданс? Поэтому атеисты так защищают самоубийство. Суицид остается для многих слабых сладенькой мечтой, до которой, зачастую, руки так и не доходят. Только лишь некоторые - обособленные - сильные люди способны собственноручно отворить врата Вечности и сделать шаг, не оглядываясь...
Здоровый человек не боится бессмертия, напротив, он желает хорошо устроиться в Вечности. Ницшеанский путь от человека к сверхчеловеку, преодоление пропасти, - это и есть реализация здоровых претензий на место в непреходящем коловращении абсолютного бытия. А вот "последний человек", "овощ", он как раз желал бы покончить со всем, - но приятно, без душевных и физических страданий. Это итог пресыщения, экзистенциальный токсикоз, отравление вследствие принципиальной неумеренности, обжорства во всех смыслах. Лишение человека его личного бессмертия - способ низвести homo sapiens до уровня простого животного (и не важно, дикий ли это зверь или домашняя корова). Для борьбы с таким вот "животноводством" Христос даровал людям Крест и Меч. Ну, а тех, кому не удалось вернуть человеческий облик, остается пасти, ничего страшного.
Ницше во многом прав, когда противопоставляет Христа и христианскую церковь. О том же писал примерно в это же время Федор Достоевский (в легенде о великом инквизиторе). Но если, к примеру, вам попались недобросовестные врачи, стоит ли взрывать всю больницу?
Ницшеанский Антихрист - всего лишь запутавшийся в собственных сетях поп-мошенник, который умудрился обвести самого себя вокруг собственного пальца. Он похож на завязавшего алкоголика, которому предмет недавней страсти доставляет неимоверные страдания. Антихрист - это диагноз.
Но старина Фридрих сделал ряд любопытных замечаний, с некоторыми из которых я не могу не согласиться. Хотя Ницше писал это, конечно, со знаком "минус". Вот, например:
"Не "вера" отличает христианина - он действует; он отличается тем, что поступает иначе".
"Царство небесное" - это состояние сердца, а отнюдь не то, что находится "над землею" и грядет "после смерти".
Между прочим, демонстративное антихристианство не мешало Ницше восхищаться Российской империей, крупнейшим христианским царством. Он считал Россию "единственной державой, у которой сегодня есть будущность, которая может ждать, которая еще может что-то обещать". А православного Достоевского философ называл "единственным... психологом, у которого я смог кое-чему научиться", одним из "самых счастливых случаев", "глубоким человеком".
Философская драма: Ницше всю жизнь боролся с ницшеанством.
Христианство,
созерцание,
жизнь,
философия,
Ницше