Федор Бирюков - публицист, политолог, член бюро президиума партии «Родина» и директор Института свободы - о результатах и перспективах экономической политики последних лет, откуда в России «партия бедных» и какой из сценариев социально-политического действия может выбрать страна.
Преемник опального поэта Улюкаева, нынешний министр экономического развития РФ Максим Орешкин щедр на оптимизм. Выступая 27 сентября в Совете Федерации на правительственном часе, он пообещал сенаторам восстановить потерянные за годы кризиса доходы населения. Надо полагать, сенаторы остались довольны.
«Нужно понимать, что нам потребуется несколько лет, чтобы восстановить потери доходов населения кризисных 2014-2015 годов», - заверил господин Орешкин, раскрасив образ будущего дополнительными процентными мазками. Так, например, уже в этом году рост реальных зарплат превысит 3 %, а в следующем перепрыгнет четырехпроцентную отметку!
Чтобы голова не закружилась от предвкушения таких успехов, стоит напомнить, что падение реальных доходов россиян за 2014-2017 годы составило 19,2 процента. А рост цен на продукты, товары и услуги приближается к 30 процентам в каждой категории. Это данные из доклада Высшей школы экономики «Население России в 2017 году: доходы, расходы и социальное самочувствие». Такие цифры, демонстрирующие завидный прогресс, превращают бодрые планы министра Орешкина в пыль арифметической погрешности.
А еще отмечу, что глава Минэкономразвития как-то скромно промолчал про потерянные доходы за два последних года. У него история обрывается на 2015-м.
Социальное самочувствие у нас с вами сейчас не так чтобы совсем плохое, но довольно скверное. По разным опросам, число россиян, которым ежемесячно не хватает зарплаты, колеблется от 60 до 75 процентов. Даже «Единая Россия» уже не может похвастаться такими результатами на выборах! И незарегистрированная, но от этого еще более многочисленная «партия бедных» имеет все шансы стать ведущей политической силой на российских просторах. Только представьте, как вдруг «партия бедных» занимает катастрофическое большинство в парламенте и выпускает пакет пиратских законов по национализации активов корпораций и олигархов! Фантастика! Как они дадут на орехи всем этим холеным министрам! Ух, голова кругом…
Новый русский в 2017 году - это новый бедный. Помните, в девяностые годы «новые русские» любили щеголять в малиновых пиджаках с блестящими пуговицами? С тех пор пиджаки полиняли и обросли заплатами, а пуговицы потеряли прежний манящий блеск. Либеральная экономическая политика правительств-близнецов, совмещавшая принципы «Дикого Запада» и методы советского колхоза, долгое время удовлетворяла потребности среднестатистического обывателя. Удовлетворять получалось за счет сырьевых доходов, которых хватало не только на нужды правящего класса. Теперь нефтяная жила уже не та, а новых идей у либерального правительства тоже не густо. Великая засуха постигла Россию. Только что выведенные в тепличных условиях хрупкие орешки «среднего класса» попадали вниз, где на них жадно набросились зубастые грызуны. Остались одни скорлупки…
За те «несколько лет», которые выпрашивает сегодня у сенаторов бодрый господин Орешкин, карманы обычных граждан еще больше опустеют. Как восстановятся доходы, когда темпы роста и падения отличаются почти на 20 процентов в сторону дна? С какой стати в условиях социально-экономической депрессии вырастет вдруг массовая производительность труда, на взрыв которой так уповают те же либералы? Да и что сенаторы, откуда они возьмут эти годы? Кого пытаются успокоить своими экономическими фантазиями министры? Самих себя. Другой аудитории для таких заявлений просто нет. А правительству от собственных слов живется спокойнее, увереннее, стабильнее. Ну и славно!
Через несколько лет, когда в глобальной мировой экономике утвердятся сверхновые правила игры, а «эффективные менеджеры» нашей национальной экономики по-прежнему будут грезить о новых способах вернуть светлое прошлое, Россия так или иначе выберет один из двух сценариев социально-политического действия. Или к рычагам власти придут правые рыночники-шокеры, в арсенале которых будут очень жесткие, во многом людоедские реформы а-ля Гайдар. Или власть окажется у сторонников левых радикальных методов со всеми вытекающими красно-ржавыми последствиями и все тем же людоедством. Тут, в общем, дело вкуса. А беспокойный Запад в принципе устроит любой из этих сценариев.
Одно из двух. Так и будет. Если только уже сегодня среди политического класса России не найдется критической массы людей, которые как следует дадут своим незадачливым либеральным коллегам на орехи, а для нормальных граждан откроют доступ к живым деньгам, к настоящей работе. Есть такие?
Источник