И так, в недавнем совместном интервью о необходимости перемен в "больших призах" говорили одновременно Экклстоун и Мосли -
http://ru.motorsport.com/all/news/ekklstoun-nelzya-dopustit-chtoby-f1-stala-chempionatom-inzhenerov/ Я же предлагаю немного обсудить суть их высказываний и возможные перемены.
И так, для начала, скажу о том, что в любом сложном переплетении интересов надо всегда находить баланс. "Формула-1" здесь не является исключением, поскольку это одновременно чемпионат пилотов и конструкторов. И перекос в какую-то одну сторону будет вреден.
На самом деле, сегодня действительно слишком много решает техника. Времена, когда Жиль Вильнёв за рулём машины младшей серии мог бороться в хвосте пелетона Ф-1, или когда Шумахер мог с ходу бороться в очковой зоне за рулём слабой машины, сегодня кажутся фантастикой. Наглядный пример - Алонсо в "МакЛарене", который, не смотря на безусловный гоночный талант, с трудом борется за попадание в очковую зону. Однозначно, что такую ситуацию надо исправлять и повышать вклад в гонку именно пилота.
С другой стороны - важно не ударяться в крайности. Совершенно недопустимо, под предлогом повышения роли пилота, превратить "королеву автоспорта" в моносерию. В идеале, должен соблюдаться баланс, который позволяет бороться между собой инженерам, но при этом позволяет талантливым пилотам прыгнуть выше возможностей техники. Иными словами, нужен шаг в прошлое, ибо такое уже было раньше.
Как этого добиться? Думаю, есть только один ответ - изменением регламента. Здесь Берни прав. Да и предложение Мосли о полном запрете на электронную помощь в пилотировании я считаю разумным. Я бы добавил сюда ещё и запрет на радиопереговоры. Иными словами, после того, как погасли стартовые огни, пилот остаётся один на один с машиной, он должен чувствовать её "пятой точкой", а команда сможет передавать пилоту только то, что поместиться на табличке, которую вывешивают на стартовой прямой. Возможно оставить только кнопку сигнала о заезде на пит-стоп, что бы пилот мог информировать команду о намерении посетить боксы. Но и здесь нажатие этой кнопки должно контролироваться FIA, что бы не допустить "морзянки" с шифрованными сообщениями.
С другой стороны, только одного запрета на электронную помощь и помощь по радио, как мне кажется, мало. Необходимы ещё и изменения в техническом регламенте. И здесь надо учитывать интерес производителей, ведь гонки - это полигон для обкатки инженерных решений. Сам Эно Феррари говорил, что «гонки - это неиссякаемая кладезь технологий». Так что унификация узлов и агрегатов машин неизбежно приведёт к потере интереса производителей, которые и так сегодня не особо рвутся в "Формулу-1". Но при этом как-то стандартизировать технику надо, иначе перевес в сторону инженерной составляющей сохраниться. Как быть?
Здесь я повторю мысль, которую уже неоднократно выражал в прошлом - надо серьёзно ограничить пределы вариабельности в тех областях, которые не имеют "гражданского" выхода. Например, нужно жёстко ограничить возможности в аэродинамике. На сегодняшний момент именно в этой области инженеры имеют больше всего свободы действия, при этом, аэродинамика такого уровня применима, разве что, в военной авиации, т.е. не имеет абсолютно никакого выхода в «гражданский» автопром. Если ограничить эту область, максимально уровняв машины между собой, то на передний план выйдет талант пилота и те области техники, которые можно применять в дорожных машинах.
Более того, я считаю, что неверно задавать вектор развития, оговаривая регламентом точные параметры силовой установки и прочих важных узлов. Скажем, относительно двигателей, мне кажется, что надо ввести всего два ограничения - по объёму мотора и по ресурсу (некоторое количество моторов на сезон, только штрафы ужесточить, что бы не повадно было этот ресурс превышать). Всё остальные вещи - турбину, гибридную составляющею, количество цилиндров - надо оставить на усмотрение инженеров. При этом разрешить свободную модернизацию моторов и отказаться от условных баллов. Если у нас в итоге будет не больше трёх моторов на сезон, всё равно это не превратиться в гонку бюджетов, т.к. количество замен ограничено, зато это даст возможность проявить себя инженерам в той области, которая имеет прямой выход технологий в обычную жизнь.
Ещё одним важным моментом я бы поставил возвращение полноценных тестов. При этом роста расходов можно избежать путём того, что для тестов будет запрещено строить отдельные шасси, а при использовании гоночной машины объём тестов будет упираться в ресурс мотора и других агрегатов. При это здесь мы опять видим прямой выход технологий - повышение ресурса при интенсивном использовании. Ведь в реальной жизни мало толку от очень мощного двигателя, способного проехать всего 2000 км.
Вот такой регламент, как мне кажется, и пилотов на лидирующие роли выведет, и будет интересен для производителей. Вопрос только в том, насколько радикально готовы всё изменить боссы Ф-1. Ну или в том, насколько к этому будут готовы новые хозяева серии, ведь разговоры о продаже прав на чемпионат идут давно.