Хотя Нобелевские премии в основных номинацих уже были вручены, лауреаты не желают терять внимание СМИ. В частности, в ответ на приглашение, поступившее новоиспечённым нобелиатам по физике
Андрею Гейму и
Константину Новосёлову (оба российского происхождения и выпускники российского вуза), сии достойные ответили
отказом в весьма резкой форме. И этот ответ, надо сказать, весьма показателен - он позорит много уважаемых организаций и начинаний и заставляет о многом задуматься.
В первую очередь, это плевок в лицо проекту "Сколково", точнее, его основной задумке - "вот мы сейчас создадим здесь хорошие условия, и к нам поедут талантливые учёные со всего свету". Не вышло. Учёныя мужи, и что особенно важно, выходцы из нашего славного Отечества, напрочь отказались от сладких посулов московских и подмосковных инноваторов. Пуще того, от этого плевка российское руководство даже не стало отмываться, что только усиливает эффект выказанного презрения.
Во-вторых, сам факт вручения Нобелевской премии за, в общем-то, сугубо прикладное открытие, вклад которого в мировую физическую науку сомнителен уже хотя бы потому, что оно не дало решающих прорывов ни по одному из направлений т.н.
"списка Гинзбурга" (тоже, между прочим, нобелевского лауреата и нашего соотечественника) - вызывает подозрение в политической ангажированности этой номинации. Тем более, что лауреаты, в особенности г-н Гейм - персоны более чем одиозные, как следует из их биографий. Иначе говоря, вручение Нобелевской премии этим людям может быть расценено как этакая насмешка над Россией и российской наукой.
Далее, и это менее очевидно, пятно позора ложится и на alma mater сих достойных, то бишь на МФТИ. В самом деле, г-н Новосёлов, весьма посредственно сдавший экзамен в далеко не самый престижный нижнетагильский политех, тем не менее, успешно поступил в МФТИ. Да и г-н Гейм, хотя и утверждает, что не был взят в МИФИ по национальному критерию (что, впрочем, представляется сомнительным - к 1970-м годам поволжские немцы были уже реабилитированы, насколько мне известно), но не поступил с 2-х попыток, после чего поступил в МФТИ. Но, может статься, сам факт такого поступления не столь убедителен, как тот аргумент, что нобелиат Гейм позволил себе весьма двусмысленное высказывание об МФТИ: "те доли головного мозга, которые он [А. Гейм - примеч. F.] потерял из-за алкогольных возлияний после экзаменов в институте, были заменены долями, занятыми полученной в институте информацией, которая ему никогда не пригодилась" (см. вышеуказанную биографию). Впрочем, и это не самое главное.
Главное, что подобные высказывания, как и в целом поведение гг. Гейма и Новосёлова, являет собой яркий пример поведения негражданского, непатриотичного и недостойного настоящих русских учёных. И это в первую очередь позорит их самих (хоть не в малой степени и физтех, взрастивший сих мудрейших).
Полная версия
тут.