Итак, на дворе год 2016-й. Для земляков вовсе не секрет, что, не смотря на дважды произошедшее за последнее время повышение стоимости полисов, ситуация с их доступностью никак не улучшилась. Относительно свободно можно было купить с конца прошлого года до нынешнего лета.
Для не местных расскажу, что полисы у нас продают в основном только при условии приобретения какого-либо ещё продукта у страховой компании, в противном случае у агентов как бы зависают базы или заканчиваются полисы. При этом размер навязываемого зачастую варьируется в зависимости от страхователя и транспортного средства (на старые машины проблема оформить полис ещё больше). На лицо однозначный сговор, но никакие послания в инстанции ситуацию почему-то не исправляют. Ситуация дошла до того, что многие водители просто перестали покупать полисы. Штраф за его отсутствие заплатить выходит дешевле. Лично у меня за год страховку проверяли всего 1 раз и то не на её подлинность, а что у меня там что-то есть.
Приведу яркий пример попытки купить полис. Осенью прошлого года родственникам требовалось застраховать машину, для этого была выбрана СК "Росгосстрах", а именно состоялся визит в офис к агенту, у которого уже была застрахована квартира, т.е. дополнительная страховка как бы уже имеется и подвоха ожидать не следовало. Не тут-то было! Агентша запросила перевести пенсию в их пенсионный фонд, не приняла имеющуюся диагностическую карту, ибо продают только с купленной у них, цена 2000 рублей. На этом "Росгосстрах" был мягко послан подальше и после некоторых поисков всё получилось нормально оформить в СК "Ингосстрах". Там же я впоследствии застраховался и сам, т.к. СК "Зетта Страхование", в которой я страховался до этого много лет, закрыла в городе все офисы, кроме центрального. Последний находится в центре города, но визит туда потребовали вместе с автомобилем, что мне совсем неудобно - далеко и проблемы с поиском парковки (центр же). На мой вопрос для чего это нужно, ответили, что имеют право. :) Ну, имеют так имеют.
И вот в этом году "Ингосстрах", в котором всё было так хорошо как минимум до этого лета, для оформления ОСАГО тоже требует визита в офис в центре города... Друг, уже будучи их клиентом, туда съездил с годовалой машиной, запись в очередь на определённое время и навязали страховку жизни. Я решил не тратить время. Изучил вопрос с электронной версией ОСАГО. Оказалось, что в большинстве случаев не работает. При вводе данных у нескольких компаний возникает какая-нибудь ошибка на странице (есть предположение, что система на лету проверяет выгодность продажи полиса). Я судьбу испытывать не стал и оставил этот вариант на крайний случай.
За неделю до окончания срока действия полиса "Ингосстрах" прислал мне письмо:
Воспользуйтесь любым удобным способом:
• Посетите любой из наших офисов.
• Продлите полис онлайн в личном кабинете на сайте www.ingos.ru.
Вот только нету у них функции онлайн продления, проверял много раз.
Тем временем, мне стало известно, что в Московском регионе с такой проблемой люди не сталкиваются. Очередей в офисах нет, цветовой дифференциации штанов тоже. И я решил попробовать!
Законодательство гласит:
Страховщик не вправе отказать в заключении договора обязательного страхования владельцу транспортного средства, обратившемуся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования и представившему документы
Для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику следующие документы:
а) заявление о заключении договора обязательного страхования по форме, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) документ, удостоверяющий личность (если страхователем является физическое лицо);
в) свидетельство о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является юридическое лицо);
г) документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт, технический талон или аналогичный документ);
д) водительское удостоверение или копия водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (если договор обязательного страхования будет предусматривать допуск к управлению транспортным средством определенных лиц);
е) диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств
Весьма оптимистически настроенный я прибыл в Московскую область.
Первым делом я, конечно же, отправился в тот самый "любой" офис СК "Ингосстрах".
Пришёл. Офис большой. Клиентов 0 человек. Агент пригласил меня за стол, сказал, что сейчас всё будет, принял у меня бумаги и начал давить кнопки.
Тут я решил поинтересоваться на тему продления онлайн:
- Мне письмо пришло, что можно продлить полис через личный кабинет, а там такой функции нет, как так?
- У нас систему постоянно обновляют, так что да, может быть такое. Но это в любом случае не очень удобно, т.к. Вам всё равно придётся идти в офис, чтобы распечатать полис на настоящем бланке, вот в скором времени полисы должны стать в виде пластиковых карт и информация будет записываться на чип... - дальше я уже не особо вникал.
Агент давил кнопочки довольно долго, после чего спросил:
- Извините, а у Вас нет местной регистрации?
- Нет, я тут у вас гощу некоторое время, - отвечаю я, ещё не понимая, куда тот клонит.
- Извините, тогда мы сейчас вам сделаем направление в центральный офис в Москве, там надо будет сфотографировать вашу машину.
- Зачем туда, почему здесь нельзя?
- У нас здесь нет технической возможности.
- В Москву - это куда именно?
- Улица в районе Волгоградского проспекта.
- Понятно, спасибо, тогда до свидания! - сказал я, собирая со стола свои бумаги.
И пошёл я куда глаза глядят. И пришёл в офис СК "РЕСО-Гарантия". Там, кстати, двое знакомых без проблем в этом году продлили действующий полис онлайн. Людей тут было побольше. Но я сразу подсел к агентше, которая утвердительно ответила на мой вопрос о том, готовы ли мне сейчас продать полис ОСАГО. Я деловито выложил на стол документы. Агентша открывает мой паспорт и задаёт тот же вопрос:
- А что, у Вас нету местной регистрации?
- Нет, а зачем? - отвечаю я, уже предвкушая то, что сейчас будет.
- В этом случае мы сейчас сделаем копии документов и отправим их в главный офис для согласования. А где у Вас ПТС?
- Что? Зачем это Вам нужен ПТС? Я с собой его никогда не брал, вот есть свидетельство о регистрации.
- Да, но по правилам нам нужен Ваш ПТС, иначе не можем Вас застраховать.
- Хорошо, вы можете мне как-то письменно обосновать Ваш отказ?
На этом тётя встаёт и исчезает за соседней дверью. Возвращается с ещё одной. Та меня спрашивает:
- Вам нужен перечень документов, необходимых для заключения полиса?
- Да, давайте начнём хотя бы с этого.
Тётя начинает шуршать в папках. Потом, вдруг, перестаёт и спрашивает:
- А покажите мне, какие у вас документы с собой? Свидетельство о регистрации есть?
- Вот.
- Хорошо, а техосмотр?
- Вот, - подаю ей диагностическую карту.
- Хорошо, давайте пока её проверим, - передаёт её первой агентше, та начинает давить кнопки. Через какое-то время отрицательно качает головой. - Вот, ваша карта не находится по базе ЕАИСТО. Может быть, её забыли просто внести.
- Вы шутите? Я с этой картой в прошлом году уже страховался и всё было нормально, - тут я уже всё понял окончательно.
- Вполне возможно там вам просто не проверяли эту карту.
- Хорошо, дайте мне интернет, я Вам сейчас сам эту карту проверю!
- Ну, это не важно, главное, что у нас в базе она не отображается.
- Всё с Вами понятно, отдавайте мне мои документы, до свидания!
И снова побрёл я куда глаза глядят. И забрёл в офис СК "Ренессанс страхование". Офис небольшой - комнатушка, стол, стеллажик. За столом девушка - агент. Я так уже недоверчиво интересуюсь:
- ОСАГО продаёте?
- Да, конечно, присаживайтесь.
Выкладываю документы, та тоже читает паспорт:
- А у Вас нет местной регистрации?
- Нету, а зачем она?
- К нам поступило распоряжение не страховать иногородних, это можно сделать сейчас только в главном офисе. Вот ещё месяца 2 назад я бы Вас без проблем застраховала. А сейчас вот такая ситуация, извините.
- А чем это вызвано вообще, с чего вдруг?
- Я не знаю, просто вот такое распоряжение. И у меня сейчас даже программа не позволит рассчитать стоимость полиса для Вас. Извините.
По крайней мере тут всё честно сказали, девушка не стала мозги пудрить. В общем, собрал я пожитки и пошёл...
И пришёл в офис СК "Росгосстрах". От этих я явно ничего хорошего не ожидал. По понятным причинам. Зашёл уже просто ради интереса. Но внезапно мне здесь продали полис, не требовали фотографий, покупки своего техосмотра, ПТС, СМС и регистрации! То есть вот как в старые времена, сел, достал документы, оплатил, получил полис, встал и ушёл. Я, честно говоря, был ошарашен. Поинтересовался, сколько стоит у них техосмотр. 2500 рублей! Однако!
Такие дела, в общем. Интересно, чего ждать в следующем году...