К некоторым вопросам классификации броненосцев в датском флоте

Sep 08, 2020 22:45



Плавучая батарея "Рольф Краке" в бою

Учитель сказал: "Если имена неправильны, то слова не имеют под собой оснований. Если слова не имеют под собой оснований, то дела не могут осуществляться. Если дела не могут осуществляться, то ритуал и музыка не процветают. Если ритуал и музыка не процветают, наказания не применяются надлежащим образом. Если наказания не применяются надлежащим образом, народ не знает, как себя вести. Поэтому благородный муж, давая имена, должен произносить их правильно, а то, что произносит, правильно осуществлять. В словах благородного мужа не должно быть ничего неправильного".

По всей видимости датские флотоводцы были знакомы с трудами Конфуция, иначе как объяснить их многолетние поиски оптимальной системы классификации для своих броненосцев :)




"Данеброг" - первый броненосец Дании

Подобно Франции в свой первый броненосец Дания перестроила из винтового парусного линкора. 72-пушечный двухдечный винтовой линкор "Данеброг" считался лучшим кораблем Дании. Имея самую свежую постройку он лучше всего подходил для срочных работ по бронированию. В афишах, которые 29 апреля 1862 г. расклеивали на копенгагенских улицах, новый корабль именовался как "панцирный корвет с закрытой батареей". Однако в морской справочной книжке 1863 г. "Данеброг" классифицировался уже как "панцирный корвет с винтом". Год спустя он, вместе с почти однотипным "Педером Скрамом" относился к "винтовым корветам", а построенный в Англии по проекту Каупера Кольза броненосец "Рольф Краке" числился "плавучей батареей". В 1865 году "Данеброг" и "Педер Скрам" стали "фрегатами", каковыми и считались практически до окончания их активной службы. Очевидно данная классификация устраивала флотоводцев и лишь насыщение флота принципиально новыми кораблями заставила от нее отказаться.



Бронепалубный броненосец "Турденшёльд"

Первые изменения были внесены в 1881 году, когда "фрегаты" и "плавучие батареи" были переименованы соответственно в "бронированные фрегаты" и "бронированные батареи". Год спустя к ним добавились "торпедные корабли", к которым отнесли новейший "Турденшельд". Об этом необычном корабле следует сказать подробнее. При водоизмещении 2534 т он были вооружен 356-мм орудием главного калибра, четырьмя 120-мм крупповскими скорострелками, одним 381-мм штевневым ТА, тремя 356-мм надводными ТА и нес на мощных шлюпбалках с гидравлическими лебедками два миноносца второго класса. Защиту его составляла бронепалуба и пробковый коффердам. Толщина палубы в горизонтальной части равнялась 40 мм и на скосах изменялась от 60 до 110 мм. Общая толщина барбета орудия главного калибра равнялась 360 мм.



Броненосец "Гельголанд" водоизмещением 5480 т. На момент вступления в строй в 1878 г. крупнейший броненосец Балтики

Однако эта классификация не учитывала боевые качества новых броненосцев, поэтому в 1885 г. они стали различаться в зависимости от водоизмещения. К "броненосцам" относились корабли с защитой по ватерлинией водоизмещением свыше 2400 т, а к "броненосным батареям" - водоизмещением менее 2400 т. Использовалась она до 1911 года.



"Броненосная батарея "Шёльд" стала прототипом для броненосцев типа "Херлуф Тролле"

В 1911 г. флот Дании был разделен на "линию" и "резерв", что потребовало очередной смены корабельных классов. Линейный флот составляли броненосцы типа "Херлуф Тролле" и "броненосная батарея" "Шёльд", а в резервный оставшиеся в строю старые броненосцы и броненосные батареи. Именовались они "бронированными кораблями береговой обороны" и "бронированными защитными кораблями". В 1912 г. эти громоздкие названия сократили до "кораблей береговой обороны" и "защитных кораблей соответственно".



Броненосец "Ольферт Фишер" накануне Первой мировой войны

Новые изменения произошли после Первой мировой войны. в 1922 г. оставшиеся в строю броненосцы были раскассированы в "военные корабли", а в 1932 г. их , на сей раз окончательно, переименовали в "артиллерийские корабли".

Дания, История, Флот

Previous post Next post
Up