Н.Л. Бабасюк, 1960 г. Хрущев Н.С. и Новотный А. в гостях у моряков БФ. 1958 год. Прямо как в старом анекдоте: третий справа товарищ Хрущев :)
Как известно, пожар Москвы немало способствовал к ее украшению. В Морском музее я был десять лет назад, когда он размещался в Бирже. О переезде музея говорили всякое, но на мой взгляд он пошел ему на пользу. В Крюковских казармах больше места, немало реликвий было извлечено из запасников, да и сама экспозиция была здорово пересмотрена. Особенно интересными является коллекция сдаточных моделей, которые предки делали с размахом и высочайшим уровнем деталировки.
Собственно сам музей вырос из Модель-камеры Адмиралтейства, создателем которой был сам Петр I. Преподнесенные царю модели и заложили основу коллекций музея. К сожалению, в музее не лучшие условия для съемки: модели закрыты страшно бликующим стеклом, а в залах темновато. Посему не все снимки вышли как надо.
Общий вид на главный зал позволяет оценить размеры моделей парусно-винтовых линкоров и пароходофрегатов времен Николая I. Предки работали с размахом.
Трофеи разных лет, шведские турецкие, тунисские и британские флаги.
Модель французской галеры, сделанная еще для Людовика XIV во второй половине XVII века и подаренная позднее молодому царю.
Есть модели старой английской работы, например 54-пушечного корабля "Дептфорд" в масштабе 1:48. Была преподнесена царю в 1705 году корабельным мастером Ричардом Броуном.
100-пушечный "Роял Соверен" с полным набором блоков и юферсов.
Какова проработка корабельного декора!
Не отставали от иностранцев и русские мастера.
Вот например делали 48-пушечного парусно-винтового фрегата "Аскольд", ходившего в конце 1850-х к берегам Японии.
Воспроизведены станки орудий, способы укладки на палубе свободных концов снастей и койки в коечных сетках. Сработана Модельной мастерской Санкт-Петербургского порта в 1858 г. в масштабе 1:12.
Детали 11-пушечного винтового корвета "Рысь" в масштабе 1:12. У станков орудий воспроизведены работающие подъемные винты.
Паровое кораблестроение безусловно упростило работу модельщиков, однако филонить себе люди не позволяли. Например, изготовленная в модельной мастерской порта в 1903 году в масштабе 1:48 модель "Штандарта", столь любимого Николаем II.
Полная проработка элементов стоячего и бегучего такелажа. Правда с 47-мм пушками "Гочкиса" вышла некоторая оплошность. На "Штандарте" они были в люксовом исполнении с никелированными казенниками :)
Вид на боевую рубку черноморского броненосца "Синоп". Койки, леера, снасти и мудреное якорное устройство.
Не обходили модельщики вниманием и суда технического флота. Например, землеснаряд-рефуллер для ревельского порта:
или землечерпалка для работы на Морском фарватере петербургского порта
Крайне интересна сдаточная модель броненосного крейсера "Рюрик II".
Как классификацией крейсера
Так и проработкой деталей. Машинный телеграф на ходовом мостике:
Винтовые талрепы и накладные петли орудийных портов.
Есть в музее и трофейные модели. Не по своей воле в его коллекцию попала модель калек адмирала Ланса - эсминцев S 13 - S 24, изготовленная фирмой "Шихау".
Воспроизведены орудийные прицелы 88-мм орудий.
Погибший на русских минах крейсер "Бремен"
Трофеем Великой отечественной стала модель эсминца Z-32, изготовленная в 1940 году бременской фирмой "Дешимаг".
Очень интересна модель амурского монитора "Свердлов", которую сделали в 1948 году служившие на нем моряки.
К концу карьеры монитор здорово утыкали зенитками :)
Интересно, насколько достоверными являются эти показатели грузоподъемности?
Танки-то где можно разместить на довольно тесной верхней палубе монитора?
Представлены в коллекциях и другие реликвии.
Военно-морской флаг с одного из порт-артурских брандеров.
Интересна техника изготовления флага, не набивной рисунок, а сшитые клинья ткани разных цветов.
Еще одна реликвия той войны, планшет с осколками, извлеченными из моряков (для интересующихся военно-морской медициной кликабельно) после боя 1 августа 1904 года.
За скупыми строками о размозжении тканей, глубоких раневых каналах и первичной инфекции стоят сильно загрязненные раны с занесенными в них обрывками формы, щепками и копотью. Можно представить, каково было искать и извлекать эти осколки в залитых кровью ранах в душном и полутемном лазарете, когда от крена при поворотах раненые валились со столов. "Громобойцам" Егору Горячеву и Степану Коваленко не повезло, без антибиотиков дело кончилось сепсисом и гангреной. А вот комендор Василий Смирнов с "Громобоя" родился в рубашке. В те годы ранения челюстей и полости рта почти всегда приводили к долгой и мучительной смерти.
Но не хочется заканчивать рассказ на такой ноте. В коллекциях есть модели тяжелых крейсеров "Сталинград" пр. 82
и пр. 66
Интересно, это современная работа или модели показывали Самому?