Тяжело в учении - легко в очаге поражения
Не радостной была для Америки весна 1952 года. Война шла уже долгих шесть лет и не было ей ни конца ни края. Пали Гавайи, захвачены Аляска, Флорида и добрая половина Новой Англии, под ударом Великие озёра, по всему Восточному побережью каждый день надсаживаются сирены воздушной тревоги. А в горах Кентукки вовсю полыхает самая настоящая гражданская война. Но покуда военные опустошения обходили стороной Лампасас - техасский городок с населением 4869 душ обоего пола - лишь каждый год уходили в армию новобранцы, да подписывались на оборонные займы. Мирная жизнь кончилась 3 марта в 06.00. На улицах ревели моторы грузовиков, лязгая гусеницами ползли танки. Солдаты в незнакомой форме вламывались в дома, повсюду слышались команды "Ла патрино, ласу овойн! Ла патрино, ласу кокойн! Ласу лакто! Рапиде!", сопровождаемые знакомыми воевавшими в Европе междометиями "мердэ", "шайзе" и цветистыми богохульствами на испанском и итальянском. Словно пистолетные выстрелы клацали затворы фотоаппаратов, стрекотали кинокамеры роты пропаганды. В общем, во взятом на копьё Лампасасе царила деловитая суета.
Его захват означал угрозу не только техасским нефтяным полям, но и всему Среднему Западу и верховное командование США направило в Штат одинокой звезды все свободные войска. Техасская компания вошла в историю американской армии как Операция "Лонгхорн".
Лампасас оказался в центре сухопутной битвы, равной которой на территории США не было со времен Гражданской войны. С обеих сторон в ней участвовало 200 тысяч человек. В весенней степи искали друг друга танковые группы и отряды мотопехоты. Стоило замешкаться на лишнюю четверть часа, как на застигнутую врасплох колонну с сухим шелестом заходили в атаку реактивные штурмовики. От огня дальнобойных орудий тряслось небо. Ну а пока город привыкал к оккупации и к жизни без машин. Частные автомобили конфисковали в первое же утро.
Поначалу все было достаточно мирно. Зайдя в кафе солдаты вежливо говорили "Bonvolu doni al mi granda kolao kun la glacio kaj hamburgero" и расплачивались незнакомыми банкнотами. Знакомились с девушками и т.д. и все такое.
Ni malnovaj soldatoj ne scias la vortojn de amo :)
Затем начались репрессалии: арестовали главного редактора местной газеты, служба безопасности проводила облавы и обыски, а на окраине Лампасаса построили концлагерь. Естественно, это было ответом на действия местного подполья, агрессоры были ведь культурные люди, а американская пропаганда весьма неуклюжей.
Вставай Техас! Американская пропаганда
Наконец, 8 апреля в тыл Агрессорам высадили 3000 парашютистов из 82 воздушно-десантной дивизии. Как всегда "колдуны" напутали с погодой, из-за сильного приземного ветра травмы получил каждый пятый десантник. Тем не менее, тяжелые потери не помешали им освободить город.
В отличие от всевозможной альтернативщины, описанные события происходили на самом деле и их до сих пор помнят в Техасе. Шутка ли, учения под кодовым наименованием "Операция Лонгхорн" погубили на окрестных фермах более 5000 индюшек.
Еще в конце войны американские генералы начали готовиться к переводу армии на мирные рельсы. Как известно, война фигня, а главное маневры. Так вот к форме их проведения накопилась масса вопросов. И "синие" и "красные" прекрасно знали друг друга, вдобавок зависели друг от друга по службе. Рано или поздно такие маневры вырождались в чисто формальное действие, называемое в Советской армии балетом. Американцы поступили по деловому, создав уже к 1947 году Армию Агрессоров - постоянных противников на учениях.
Почему же американские военные занялись созданием альтернативного настоящего? Во-первых, политические соображения не позволяли использовать в качестве противника существующие страны. Во-вторых, попытка воспроизвести структуру армии недружественных стран неизбежно наталкивалась на нехватку достоверных сведений. И в-третьих, преследовалась цель создания как можно более "неудобного" противника. Например, в пехотной дивизии агрессоров был танковый полк со средними танками, вооруженными 105-мм орудиями. Армия США получила такие машины лишь к концу 1960-х. А 305-мм дальнобойных орудий в полевой артиллерии, ведущих огонь атомными снарядами, не имела ни одна страна.
Фельдмаршал агрессоров Геллер при полном параде и блеске наград
Если за дело берутся профессионалы, то мелочей для них не существует. Полевой устав FM 30-102 от 1947 года (с последующими переизданиями) указывал, что агрессоры придерживаются наступательного образа действий. Успех в бою достигался лишь решительным наступлением с концентрацией на решающих направлениях усилий всех родов войск. Особое внимание уделялось обходным маневрам, высадке тактических воздушных десантов. А для применения тактического ядерного оружия не требовалось разрешения верховного командования.
Полностью воспроизводились все формы и виды штабного документооборота: приказы, учетные карточки и удостоверения личности, условные обозначения подразделений, порядок оформления тактических карт и т.п. При этом все делопроизводство велось на иностранном языке. Полевые уставы детально регламентировали действия подразделений от взвода до групп армий в обороне и наступлении.
Арест пропагандистки :)
Откуда же такая напасть свалилась на голову Америке? Весной 1945 года в Испании очутились три беглеца из рушащегося Третьего Рейха. Учитывая дальнейшие события один из них вполне мог быть штандартенфюрером Максом Отто фон Штирлицом. Не тратя время зря они создали новую партию Треугольника в кольце (The Circle Trigon Party) или по-простому Партию треугольника во главе с Тройкой.
Поначалу Каудильо не придал значения эмигрантской возне и это стало началом конца. И года не прошло как генералиссимусу не по своей воле пришлось перебраться в Швейцарию. А затем Партия треугольника дала просраться всем ближним и дальним соседям. Начав с Испании и ее африканских владений тригонисты захватили юг Франции, север Италии, Баварию и Тироль. Новое государство с населением порядка 110 млн человек без лишних затей назвали Республикой агрессоров. Столицей стал Мадрид, где заседала Тройка.
Новоявленная республика по состоянию на 1947 год
Государственным языком был принят эсперанто, на нем велось делопроизводство и отдавались строевые команды в армии. Однако, никто не запрещал использование родного языка в повседневном обиходе и на местном уровне. Денежной единицей республики стал фрамальто, делившийся на 100 сенто. Его курс привязывался к доллару, за который давали два фрамальто.
Уже в 1946 году тригонисты захватили Панамский канал, Антильские острова и высадились в Калифорнии. Правда Калифорнийская кампания закончилась неудачей. На следующий год тригонисты вплотную занялись Соединенными штатами: захватив Нижнюю Канаду они вышли на линию Буффало-Олбани-Нью-Хейвен. Высадка в Джорджии также завершилась ничем, однако тригонистам удалось захватить Флориду и поднять восстание в горах Кентукки. В 1949 году американцы попытались выбить тригонистов с Антил, но в итоге были разгромлены и потеряли все Карибские острова, включая Кубу и Пуэрто-Рико. В свою очередь тригонисты неудачно высадились в Каролине, но это оказалось отвлекающим маневром. Пройдя мимо мыса Горн флот вторжения захватил Гавайи, Алеутские острова и добрую половину Аляски.
Боевые действия на территории США
Тем временем, Тройка усилила позиции в Европе, захватив север Франции, оставшуюся часть Германии (за исключением Советской зоны оккупации) и страны Бенилюкса. Теперь в Республике агрессоров проживало 150 млн человек, а промышленный потенциал полностью сравнялся с США. Свою атомную бомбу тригонисты взорвали уже в 1951 году. В общем, сбылась мечта Карла V, уже четыреста лет спавшего вечным сном в Эскориале, объединить под одной короной владения обеих ветвей Габсбургов с Францией.
Click to view
Официальный телефильм армии США об агрессорах, снятый со всей тогдашней искренностью. Строевые приёмы воинствующих эсперантистов с 1:36 :)
Армия агрессоров, штаб квартира которых была в канзаском Форте Райли, комплектовалась обычными призывниками, но жила по особым законам. Языком строевых команд и делопроизводства был эсперанто. Его в обязательном порядке изучали все военнослужащие, для чего имелись учебники и военные разговорники. Более того, Лазарь Маркович Заменгоф создал эсперанто как язык мира, в котором не было военной лексики. Это не стало препятствием и военные ввели соответствующие понятия, сделанные с большим языковым вкусом.
У агрессоров было своё воинское приветствие, свои воинские звания и знаки различия. Особые строевые приёмы, награды. Часть из них дублировали армейские, но существовали уникальные медали за боевые кампании агрессоров. Был вполне приличный репертуар военной музыки. Даже жалование начислялось в фрамальто с пересчетом в доллары. Все это делалось дл поднятия боевого духа, ни рядовым, ни офицерам не улыбалось играть за плохих парней. Впрочем, агрессоры быстро вошли во вкус, складывается полное впечатление, что те прилагали огромные усилия, что бы не заржать в самый неподходящий момент.
Речь дивизионного генерала агрессоров в захваченном Лампасасе
Была у агрессоров и форма особого покроя. Она шилась из темно-зеленой (jungle green) ткани и имела цветные петлицы по роду службы с чёрным номером части:
Красные - пехота (rifle)
Белые - артиллерия (artillery)
Желтые - танкисты и мотопехота (tank and mechanized)
Черные - военные инженеры (engineers), номер части белый
Пурпурные - военные химики (chemical warfare)
Оранжевые - служба пропаганды (propaganda)
Бежевые - связисты (signal)
Зеленые (синие с 1956 года) - прочие службы (other services)
У ВВС были свои цвета петлиц:
Красные - истребители (Fighter)
Белые - бомбардировщики (Bomber)
Синие - штурмовики (Ground Attack)
Желтые - разведка (Reconnaissance)
Черные - инженеры (Engineers)
Образцы полевой и повседневной формы согласно уставу 1951 года
Весь личный состав ВВС носил над правым карманом "крылышки", обозначавшие принадлежность к авиации. Крылышки над левым карманом обозначали воинскую специальность. При этом, штабные чины их не имели.
Click to view
Видео конца 1950-х - у агрессоров появились ракеты
Единым головным убором в армии агрессоров была пилотка зеленого цвета. При этом танкисты носили чёрные пилотки, ВВС - голубые, а элитные части - фузилеры и парашютисты - красные. Каски носили американские М1, но с особым деревянным гребнем, позволявшим с одного взгляда отличить своих от чужих.
Америка воевала с Республикой агрессоров до 1978 года, когда ей на смену пришла Красновия с её OPFOR. В определённом смысле это представляется шагом назад, поскольку ОПФОР на первых порах пытался косплеить Советскую армию в меру её понимания американскими военными.