«Я шагаю по Москве» - свинство под солнцем или все к лучшему

Dec 06, 2015 19:20

День назывался четвергом,
Рассвет был алым.
Змея вползала в тихий дом,
Змея вползала...
Редьярд Киплинг «Лилия и лев»

Фильм «Я шагаю по Москве», снятый Георгием Данелия в 1963 году, заслуженно любят многие поколения зрителей. В фильме почти нет плохих людей и конфликта между героями, только легкие неприятности, разрешившиеся за долгий день. На экране только лето, Москва, хорошая музыка и теплый ливень, под которым не страшно промокнуть, а можно ездить на велосипеде.

Я тоже так считал пока не пересмотрел его в очередной раз. Однако оказалось, что знакомая с детства история таит много неожиданных ходов. Итак, день назывался четвергом, рассвет был алым.

image Click to view


К сожалению, видео можно смотреть только на Ю-тубе :(



Не буду размазывать манную кашу по чистому столу, перед вами Подлец, именно Подлец с большой буквы как в добротных романах XIX века. Вообще-то зовут его Владимиром, а еще он отзывается на фамилию Ермаков и работает монтажником на большом строительстве химкомбината в сибирском Качинске. Город можно не искать на картах, он выдуман автором сценария Геннадием Шпаликовым, по всей видимости, чтобы не обидеть настоящих сибиряков. В Москве Ермаков проездом, его пригласил мастистый писатель Воронов, желавший переговорить с автором понравившегося рассказа, опубликованном в «Юности». Это уже серьезно, прорваться на страницы популярнейшего журнала, тем более с первым рассказом, мог далеко не каждый.



Сценарий фильма сделан по крепким законам классицизма, т.е. единство времени и места действия с обязательным развитием сюжета от пролога к эпилогу. Завязкой фильма является разговор Ермакова с девушкой во Внуково: «У вас все хорошо? - Да - А ведь так не бывает!». Ружье повешено на стену и должно обязательно выстрелить к финалу. Ермаков в утренней толчее едет на Кировскую (ныне Чистые пруды), в фильме поезд идет по Голубой ветке. Это не анахронизм, автобусы из Внуково действительно приходили на Кунцевскую. Впрочем, не буду дословно пересказывать сюжет, лучше остановлюсь на героях.



Тот самый спор в метро

Николай, ставший кинодебютом Никиты Михалкова, работает проходчиком в Метрострое. Как и всем главным героям, ему лет 18-19, лишь Ермаков несколько старше. И рос он без отца, что навеки остался на фотографии. Судя по всему, Николай не окончил полный курс школы, иначе ко времени действия фильма вряд ли бы работал на подземных работах. Это вполне понятно, в семье из мамы, бабушки и сестры с племянником он за старшего, его заработок составляет внушительную часть общего дохода. Большой некогда была семья, но всех мужчин забрала война.



Рассказ бабушки

Ермаков тоже осиротел в войну, в пылу спора с полотером он обмолвился, что его вместе с сестрой усыновила и воспитала совершенно посторонняя женщина. Однако Николай заработок свой отдает в семью, а вот Ермаков не из таких. В деньгах он явно не нуждается: в Москву он прилетает и должен улететь к себе в Сибирь, а удовольствие это в 1960-е было не из дешевых, взамен разорванных Альтой брюк (собаки, а особенно боксеры, вообще редко ошибаются в людях :) не задумываясь покупает хороший костюм в ГУМе. Вообще, любопытная деталь, Катя - старшая сестра Николая, зашивает здорово разорванные брюки в десять минут. Богатая практика, нужда из семьи явно ушла как Николай начал работу.

В общем, Ермакова у Николая накормили завтраком, зашили брюки, кроме того, он оставляет у него вещи и может ходить по Москве налегке. Чем же он отплатил ему за помощь? Как водится, презлым за предоброе.



В ГУМе в отделе грампластинок работает девушка Николая Алена. Собственно, Николай пришел пригласить ее пойти вместе на свадьбу лучшего друга. Алена девушка видная и сразу понравилась Ермакову. Что же делать? Да приударить, конечно! Интересная деталь, в разговоре с отцом Алены Ермаков говорит, что хочет жениться на ней. Николай хочет перевести все в шутку, мол у Ермакова семья и дети. Однако, пущенная наудачу стрела явно попала в цель, Ермаков путается и впервые за фильм не знает, что сказать в ответ.



Разговор с Петровичем, отцом Алены

Впрочем, Алена тоже не промах и ухаживания Ермакова не остаются без ответа. Любопытный момент, Алена обращает внимание, что у Николая карманные часы; достались от деда, он ведь последний мужчина в семье. Просит посмотреть и не может открыть крышку, хотя Николай несколько раз показывает как. Иногда вещи, причем не только волшебные кольца, проявляют свой нрав.



Прощание порядочности и нахрапа

Чем же заканчивается для Николая этот бесконечный день, он работает в ночную смену и спал только сорок минут. Он привозит вещи Ермакова на Университет и становится свидетелем долгого прощания Ермакова с Аленой. И в решающие моменты расставания камера тактично останавливается на Николае.

image Click to view



Что можно сказать в порядке старческого ворчания :) Юность автора пришлась на 90-е годы, однако такая потрясающая легкость нравов заставила бы подняться два десятка лет назад не одну бровь.



Виктор с девочкой и тоже девочкой

И все-таки Данелия и Шпаликов по-доброму относились к своему герою. Фильм заканчивается не точкой, а многоточием. Точка, на мой взгляд, судьба Виктора, двоюрного брата Николая, встреченного в начале фильма на бульваре. Девочка и тоже девочка, почти как и у другого известного отца советского кино.

Кино, Москва, История

Previous post Next post
Up