Соболь и росомаха. Часть 1

Jul 17, 2015 17:08



"Волверин" вскоре после вступления в строй

Авианосец осторожно вышел из забитой разномастными судами гавани. За кормой остался многомиллионный город. В деловых кварталах, сердцевину которых стиснула стальная петля грохочущей надземки, теснились небоскребы. А на окраинах и предместьях бескрайние заводы чередовались с бесконечными рядами одинаковых домов. Готовились полеты, авианосец повернул против ветра и дал полный ход. Под гребными колесами величиной с трехэтажный дом вспухли пенные шапки, густой черный дым, валивший из четырех приземистых труб, наискось перечеркнул небо.

Согласитесь, выглядит как выдержка из приключенческого романа 1930-х годов или какой-нибудь современной повести, описывающий мир, где технический прогресс шагнул не вперед, а «вбок». Однако, все происходило на самом деле, в годы Второй мировой войны на Великих озерах служили колесные авианосцы.


Их история началась на Великих озерах осенью 1941 года. Командер Р.Ф. Уайтхед, помощник по авиации командующего тамошним 9-м военно-морским округом, предложил построить на Великих озерах учебные авианосцы для тренировки летчиков. Америка все глубже втягивалась в войну со странами «Оси», «нейтральный патруль» и высадка морской пехоты в Исландии слабо сочетались с провозглашенным нейтралитетом. Кроме того, начиналась постройка трех первых авианосцев типа «Эссекс», имевших большие авиагруппы. Коммандер обоснованно предполагал, что имеющиеся авианосцы скоро уже не получится использовать для подготовки новичков.

Учебные авианосцы должны были базироваться на Чикаго. Рядом были крупные аэродромы и авиазаводы, а озеро Мичиган было полностью американским, что снимало возможные вопросы со стороны Канады. Кроме того, обширное и глубокое озеро позволяло отрабатывать действия кораблей в составе соединений, причем безо всякой угрозы со стороны вездесущих немецких подводных лодок.



Чикаго, 1941 год

Однако предложения положили под сукно. В Вашингтоне считали, что имеющихся тренировочных станций вполне достаточно, а прекращение навигации с декабря по апрель прервет круглогодичную подготовку летчиков. Но атака на Пирл-Харбор и неограниченная подводная война у атлантических берегов показали правоту Уайтхеда. И его планам дали зеленый цвет.

Как известно, инициатива наказывается её исполнением. Даже при условии немедленного начала постройки авианосцы специального проекта вступили бы строй не раньше середины 1943 года. Поэтому Уайтхед пошел по проторенному пути, для перестройки в авианосцы коммандер присмотрел два крупных и быстроходных круизных парохода «Грейтер Буффало» и «Сиэндби». В те годы корабельная фауна Великих озер почти сплошь состояла из эндемиков. Рассказ о её эволюции, породившей эти гиганты с гребными колесами, я решил вынести в отдельный пост. Уж слишком обширная тема. Поэтому ограничусь описанием непосредственно героев повествования.



"Сиэндби" в первых рейсах

К началу войны «Сиэндби» (Seeandbee) уже почти три десятка лет бороздил просторы Великих озер. В 1913 году его построила Детройт шипбилдинг компании по заказу Кливленд энд Буффало транзит компании. Автором проекта стал Фрэнк Кирби, один из лучших кораблестроителей Великих озер.



В то время на регулярных пассажирских линиях Великих озер остались лишь суда, принадлежавшие железнодорожным компаниям. Они осуществляли стыковочные перевозки на маршрутах, разделенных озерами, и постепенно заменялись железнодорожными паромами. Усилия же чистых пароходных компаний теперь сосредоточились на круизах, и конкуренция была чрезвычайно острой. Ни роскошная отделка, ни скорость сами по себе уже не привлекали пассажиров. Требовалась изюминка и компания решила сделать новый пароход самым-самым.



Железнодорожный паром "Энн-Арбор"

Для начала, компания объявила конкурс на лучшее название парохода. Его выиграла мисс Мэй Найт (May Knight) из Кливленда, предложившая имя «Сиэндби» от сокращенного названия компании (C&B). Мисс Найт получила 10 долларов и бесплатный билет в первый рейс её крестника.



«Сиэндби» стал крупнейшим пассажирским пароходом Великих озер. По размерам (длина 152,4 м, ширина корпуса 17,7 м, ширина по обносам гребных колес 29,8 м, осадка 4,7 м, водоизмещение 6381 брт), скорости (22 статутные мили или 19 узлов) и мореходности он не уступал трансатлантикам. Правда, выйти в океан «Сиэндби» не мог, строительство Четвертого Уэллендского канала, шлюзы которого могли пропустить пароход в обход Ниагары, только началось.



Разрез парохода "Сити оф Детройт III". "Сиэндби" имел сходную компоновку, оба парохода спроектировал Фрэнк Кирби

Водонепроницаемые переборки разделяли корпус на 11 водонепроницаемых главных отсеков, двойное дно простиралось приблизительно на 70% его длины. Число водонепроницаемых дверей снизили до возможного минимума, их можно было закрыть централизованно из машинного отделения при помощи гидропривода.

Для внутрикорабельной связи предназначались более 500 телефонов, установленных в служебных и пассажирских помещениях. На стоянках судовая телефонная сеть подключалась к береговым междугородним линиям.



Спуск на воду 9 ноября 1912 г.

Особое внимание конструкторы уделили защите от огня. Большая часть пассажирских судов Великих озер были шельтердечными, при этом шельтердек и надстройки делали из дерева. Это удешевляло постройку, но делало гибель пассажирских судов от огня совершенно обычным делом. «Сиэндби» стал одним из первых цельностальных пассажирских пароходов. Поскольку вся мебель и отделка были по-прежнему из дерева, то противопожарные переборки, разделили судно на четыре зоны, а в дополнение к обычным пожарным кранам смонтировали автоматическую систему спринклерного пожаротушения. Переборки грузовых трюмов получили противопожарную изоляцию из асбеста, обшитого оцинкованным железом. В общем, реклама преподносила «Сиэндби» как несгораемый пароход.

В движение гиганта приводила паровая машина тройного расширения мощностью 12 тысяч л.с. при 31 обороте в минуту. Цилиндр высокого давления (диаметром 167,6 см) размещался между двумя цилиндрами низкого давления (243,8 см каждый), что делало её крупнейшей на Великих озерах.



Сборка паровой машины

Конструкция машины была уникальной. Парораспределительный механизм системы Вальсхарта, обычно применявшийся на паровозах, управлял не привычными золотниками: цилиндры низкого давления имели клапана системы Корлиса, а цилиндр высокого получил тарельчатые клапана. Пар (давление 11,2 атм) вырабатывали шесть одинарных и три двойных цилиндрических котла, дымоходы которых выводились в четыре трубы. Диаметр гребных колес по ободу составлял 10 м, вес порядка 100 тонн. К каждому колесу крепилось по 11 цельностальных поворотных плиц длиной 4,5 м и шириной 1,5 м. Поскольку суда на Великих озерах строились ледового класса, то гребные колеса сделали с расчетом на движение в весеннем льду в гавани Буффало толщиной до 30 см.



В 24 каютах люкс (с ванной и туалетом), 62 полулюксах (только туалет) и 408 каютах второго класса были спальные места для 1500 пассажиров, а в коротких дневных рейсах «Сиэндби» мог взять на борт до 6000 человек. В дополнение он принимал 1500 тонн попутного груза, в том числе автомобили, с которыми путешествовали пассажиры. В 1920 году в круизе по озеру Эри это обходилось желающим в 14 долларов 50 центов или 172 доллара на наши деньги.



Отделка пассажирских помещений в стиле Возрождения, созданная по эскизам известного декоратора Луиса Келли, могла показаться взыскательным европейским путешественникам несколько блескучей. Поднявшись с причала по сходне на главную палубу, пассажир попадал в холл с расписным потолком. Переборки отделывались панелями из махагони с инкрустацией из красного и черного дерева. За холлом на главной палубе помещался главный обеденный салон длиной 21 м и шириной 18 м. За переборкой располагались банкетные залы и огромный буфет.



Из вестибюля по главной лестнице (она имела сдвижные противопожарные двери) можно было подняться в огромный главный салон длиной 122 м и с балконом для оркестра. Открытый проем салона простирался до верхней палубы и имел расписной потолок с плафонами матового стекла и бронзовой арматурой. По старому обычаю в него выходили двери кают.



Описывать достоинства и красОты салонов, библиотеки, курительных салонов, баров и буфетов, спортивных залов и прочих помещений можно до бесконечности, их отделка не уступала лучшим английским и немецким трансатлантическим скороходам. И этот роскошный плавучий отель был вполне доступен любому, имеющему мало-мальски оплачиваемую работу. Например, в том же 1920 году, круиз по озеру Эри стоил всего 9 долларов 3 цента (107 нынешних долларов). Такие билеты считались хорошим подарком на семейные праздники, поэтому компания выпускала особые серии в подарочном оформлении, с приложением «24-страничной красочно иллюстрированной брошюры-путеводителя и цветной схемы корабля».



«Сиэндби» торжественно спустили на воду 9 ноября 1912 г., а в первый рейс он отправился уже в навигацию 1913 года, сразу получив прозвище «Титаник». Он обошелся владельцам в 1,6 млн. долларов, став на момент постройки не только самым большим, но и самым дорогим пассажирским пароходом Великих озер.



На протяжении долгой службы «Сиэндби» пользовался популярностью у пассажиров, его нанимали для проведения разного рода торжественных мероприятий. Например, в 1936 году в преддверии президентских выборов, республиканцы провели на его борту свой Национальный конгресс, на котором выбрали своим кандидатом губернатора Канзаса Альфреда Лэндона.

image Click to view


В 1937 году компания "Форд" устроила на "Сиэндби" круиз для своих лучших поставщиков. Видео без звука :)

Однако дела Кливленд энд Буффало транзит компани и так шли не слишком хорошо, а окончательно подкосила их Великая депрессия. Дело в том, что вскоре после начала регулярной эксплуатации «Сиэндби», 24 июля 1915 г. у причала в центре Чикаго опрокинулся экскурсионный пароход « Истлэнд», погубив более тысячи человек. Поднятая газетами шумиха, вылившаяся в переосвидетельствование всех пассажирских судов Великих озер и вступление США в Первую мировую войну здорово уменьшили число желающих отправиться в круизы. В результате, «Сиэндби» так и остался без напарника.



Горящий "Сити оф Буффало"

Вдобавок, накануне начала навигации 1937 года сгорел «Сити оф Буффало», многолетний партнер «Сиэндби», и компания обанкротилась. За 175 тысяч долларов «Сиэндби» выкупил некий Т. Мак-Гайр, создавший в Чикаго компанию C&B Transit Co. Несмотря на смену владельца, он по-прежнему работал на круизных маршрутах озера Эри. Правда, по словам знающих людей, былого лоска у «Сиэндби» уже не было. За почти три десятка лет многое поизносилось и требовало замены, однако билеты по-прежнему раскупались охотно.

Именно тогда и произошел случай, наделавший много шума на Великих озерах. 31 июля 1940 г. на берег озера Эри у городка Женива-он-Лейк выбросило тело женщины. Расследование, проведенное тамошней полицией, показало, что из местных жителей никто не пропадал, а на теле отсутствовали явные следы насилия. Случившееся посчитали несчастным случаем и вскрытие не проводилось. Поскольку пароходные компании не сообщали о пропаже пассажиров, а дни стояли жаркими, то неизвестную похоронили в соседней Аштабуле. Однако следствие явно велось спустя рукава.



В полиции Кливленда уже было заявление о пропаже пассажирки круизного парохода. Миссис Фрэнк Р. Эллиот сообщала, что 29 июля она проводила в круиз по озеру Эри на пароходе «Сиэндби» приехавшую с Аляски свояченицу, миссис Джесси Мози, и с тех пор та не давала о себе знать. При себе миссис Мози имела дорогие украшения, в том числе три бриллиантовых кольца, и крупную сумму наличными. Как ни странно, но на пароходе не хватились миссис Мози вплоть до 13 августа, когда на борт поднялись кливлендские агенты ФБР. Начальник круиза сообщил детективам, что горничная ежедневно наводила порядок в каюте, но даже беглый осмотр показал, что в кровати не спали очень давно. Денег и драгоценностей, естественно, в каюте и вещах не было. Одновременно с этим в Аштабуле эксгумировали тело миссис Мози, которое опознали срочно прибывший муж и миссис Эллиот.



Коронер, проводивший первичный осмотр тела миссис Мози, припомнил, что под глазами у нее были так называемые «очки мотоциклиста» - характерные синяки, возникающие при сотрясении мозга. Ко времени эксгумации от них не осталось и следа, а вот на ладонях обнаружили следы смазки. Это наводило на мысль, что к преступлению причастна не только горничная. Но повторное следствие так и не нашло виновных.



Машинное отделение

Войну «Сиэндби» встретил находясь на зимнем отстое в родном Буффало. Строгие ограничения на потребление топлива и мобилизация моряков Великих озер не позволяли начать пассажирскую навигацию 1942 года. Тут-то и появился коммандер Уайтхед с предложением, от которого нельзя отказаться. Однако Мак-Гайр был малый не промах и торговался до упора. ВМФ Соединенных Штатов покупка обошлась в 756,5 тысяч долларов, причем купчую подписали уже после начала навигации, 10 марта 1942 года. Флот причислил новый корабль к внеклассным вспомогательным судам, он получил бортовой номер IX-64.



"Сиэндби" накануне войны

Не тратя времени зря IX-64 перегнали в Кливленд, где с него удалили пять верхних палуб вместе со всем содержимым. 14 апреля IX-64 возвратился в Буффало, где на верфи Америкен шипбилдинг компании уже вовсю шла заготовка металла для конструкций полетной палубы. Над водой она возвышалась приблизительно на 8 м, вдвое меньше, чем у прочих авианосцев. Однако её ширина составляла почти 30 метров, заметно шире, чем у новейших «эссексов».



"Кливлендский погром" в самом разгаре

Катапульт, ангара и самолетоподъемников не было, при необходимости самолеты хранили на палубе, благо позволяла ширина. Посадку обеспечивали восемь аэрофинишеров. На бывшей главной палубе размещались помещения для постоянного экипажа (камбуз, каюты офицеров и матросские кубрики, столовая, различные кладовые) и курсантов-летчиков (комнаты отдыха и предполетного инструктажа).



Проверка хода работ

Характеристики изменились: водоизмещение составляло 6381 т, длина 152,4 м, длина полетной палубы 170,2 м, ширина 29,8 м, осадка 4,6 м, скорость 17,5 узлов. Постоянный экипаж состоял из 22 офицеров и 300 нижних чинов.



"Сиэндби" в Буффало со срезанной надстройкой

Работы по переделке завершили всего за 59 дней, 12 августа 1942 г. прошла торжественная церемония крещения авианосца, названного «Волверин». Имя он получил в честь штата Мичиган, символом которого является росомаха. 22 августа авианосец торжественно встретили мэр Чикаго вместе с остальными отцами города. Из-за довольно бурной погоды церемонию провели на борту очередного пополнения флота IX-29 «Уилмет», так назывался теперь « Истленд». После начала Первой мировой его приобрел флот и переделал в канонерскую лодку. А после войны он служил в Береговой охране.



Монтаж полетной палубы

Тем временем, на верфи в Буффало место «Волверина» занял IX-81. Им стал младший брат «Сиэндби», пассажирский пароход «Грейтер Буффало», приобретенный Уайтхедом у Детройт энд Кливленд навигейшн компании.



"Волверин" почти готов. Рядом с ним "Грейтер Буффало" в ожидании перестройки

Рассказ о нем и службе колесных авианосцев станет темой следующей части.

[Источники]
http://quod.lib.umich.edu
http://www.vintagewings.ca
http://www.photoship.co.uk
http://cruiselinehistory.com
http://www.history.navy.mil


Вторая мировая война, Транспорт, Чикаго, Великие озера, ВМФ, США, История, Флот

Previous post Next post
Up