Итак, продолжу рассказ про интересные экспонаты на выставке советских автомобилей.
Наряду с автозаводами-гигантами в Советском Союзе существовала и разветвлённая сеть авторемонтных заводов, включавшие в себя как мелкие мастерские, так и крупные, хорошо оснащённые предприятия. Последние, при необходимости, осуществляли сборку новых машин и даже их выпуск по собственным проектам.
Изготавливали они автомобили, потребность в которых не могли закрыть головные предприятия: автобусы для местного сообщения, разного рода спецтехнику и т.п. Чаще всего их детища были весьма просты по устройству и не слишком отличались от базовых моделей, но бывали и исключения. К ним относится микроавтобус "Старт", созданный и выпускавшийся Северодонецкой авторемонтной базой (САРБ) в г. Северодонецк.
60-е годы стали временем повального увлечения синтетическими материалами. Не стало исключением и автомобилестроение, тем более, что характеристики появившегося тогда стеклопластика вполне позволяли использовать его для изготовления кузова автомобиля. Новатором стал начальник Автотранспортного управления Луганского совнархоза А.С. Антонов, по заказу которого на САРБе в 1963 году начались работы по созданию столь необычного микроавтобуса. К ним привлекли Я.М. Балясного и Б.Ф. Крутенко, свежеиспечённых выпускников ХАДИ, а внешний облик машины создал художник-конструктор Ю.И. Андрос.
Вы не ошиблись. Именно "Старт" увёз Нину в финале "Кавказской пленницы". После окончания съёмок Мосфильм приобрёл три микроавтобуса
С полноразмерного гипсового макета снималась контр-форма, изнутри которой и производилась выклейка кузова из стеклоткань и клея БФ. Двигатель, мосты и светотехнику заимствовали у 21-й "Волги". Металлические закладные элементы обеспечивали прочность кузова, а также крепление двигателя, мостов, петель и направляющих. Первый "Старт" изготовили в ноябре 1963 года и немедленно направили своим ходом в Москву.
Броская внешность понравилась Хрущёву и САРБ получил добро на сборку микроавтобусов, для чего ГАЗ поставил 50 комплектов двигателей и мостов. Мелкосерийное производство началось в январе 1964 года. После того, как закончились присланные с ГАЗа агрегаты, завод продолжил изготовление микроавтобусов по заказам различных организаций, предприятий и таксопарков. Всего до прекращения производства в 1970 г. было выпущено порядка 100 "Стартов".
Click to view
Отрывок из телефильма "Революция продолжается", снятого Харьковской студии телевидения в 1967 г.
По чертежам завода САРБ микроавтобусы под названием "Донбасс" выпускали на Донецкой автобазе треста "Главдонбасстрой" (сделано около 10 штук). Луганский автосборочный завод сохранил название "Старт", однако разработал собственную технологию выклейки кузова и использовал мосты и подвеску от ЗИМа. Это повысило плавность хода и позволило избавиться от продольной раскачки в движении, хорошо заметной в фильме. Их выпустили не более 20 штук.
Рассеиватели и "птичка" багажника повзаимствованы у "Волги" ГАЗ-21
Были у "Старта" и другие недостатки, определившие его недолгий выпуск. Стеклопластиковый кузов был очень сложен в изготовлении и требовал высокой культуры производства. При нарушении технологии выклейки он через некоторое время начинал расслаиваться вокруг закладных элементов. Кроме того, любое повреждение (кузов выклеивался целиком) делало необходимым его замену. Считается, что до наших дней сохранилось четыре "Старта".
Кстати, история самостоятельного автомобилестроения на заводе САРБ не закончилась "Стартом". В 1967 году завод изготовил несколько легковых автомобилей "Заря" с двухдверным стеклопластиковым кузовом, двигатель и ходовую для которых "повзаимствовали" у Волги ГАЗ-24. Однако "Заря" оказалась излишне сложной и дорогой в производстве, поэтому ограничились изготовлением лишь нескольких опытных образцов.
Также как и "Старт" следующий герой моего повествования создавался без указаний сверху, его в свободное от основной работы время разработали молодые конструкторы московского ЗИЛа. Работы возглавил Николай Гринчар, внешний облик микроавтобуса создали Эрик Сабо и Александр Ольшанецкий. В 1962 году начались испытания первого экземпляра машины, которые она успешно прошла. Наряду с индексом ЗИЛ-118 автобус впервые в истории завода получил имя собственное - "Юность".
В конструкции микроавтобуса, а одно время он классифицировался как многоместный автомобиль высшего класса, использовались уже освоенные заводом агрегаты: двигатель ЗИЛ-375 от "Урала" (потом ставили от ЗИЛ-130), ходовая и двухступенчатая коробка-автомат от правительственного лимузина ЗИЛ-111. Промежуток между наружным бортом и внутренней обшивкой заполнялся вспененным пенополиуретаном. Высокий уровень разработки подтвердился в 1968 году на Международной автобусной неделе в Ницце. Обойдя всех соперников "Юность" завоевала гран-при и специальный приз Президента Республики.
Click to view
Фильм "Знакомьтесь, "Юность", снятый киностудией завода ЗИЛ в 1963 году
Элегантный, комфортабельный и быстроходный микроавтобус понравился таксопаркам (один ЗИЛ-118 прошёл успешные испытания как маршрутное такси), турбюро и "Интуристу". Просторный кузов с большой площадью остекления отлично подходил для размещения передвижных лабораторий, Минздрав рассчитывал разместить в автобусе передвижной оперблок, Гостелерадио СССР заказало проект передвижной телестудии. В общем различным ведомствам ежегодно требовалось порядка двух тысяч автобусов, что делало необходимым постройку на ЗИЛе отдельного цеха.
Однако сказалось незаконнорожденное происхождение "Юности", Госплан никак не мог наскрести необходимых средств. В результате, выпуск автобусов не превышал нескольких штук в год, до 1970 года изготовили всего 20 ЗИЛ-118. За следующую четверть века (до 1994 года) выпустили ещё 86 ЗИЛ-118К, базовой моделью для которых стал новый лимузин ЗИЛ-114.
ЗИЛ-118К
Эти автобусы поступали в знаменитый ГОН (Гараж особого назначения), протокольный отдел МИД и спецслужбы. В общем, вместо массовой машины получился автобус не для всех. Минздраву СССР всё же досталось несколько машин: два специализированных ЗИЛ-118А, два реанимационных ЗИЛ-118КА, три санитарных ЗИЛ-118КС и два кардиологических ЗИЛ-118КЕ. Любопытно, что ЗИЛ-118КА стал хорошо знаком миллионам зрителей благодаря эпизоду в фильме "ТАСС уполномочен заявить".
Click to view
Тот самый отрывок
В отличие от немногочисленных "Старта" и "Юности" этот неказистый грузовичок стал одним из символов своего времени. За добрую четверть века отечественные заводы изготовили почти миллион "полуторок" ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ, их точное число неизвестно, поскольку после окончания в 1950 году производства на УАЗе их выпуск продолжили авторемонтные заводы. Несмотря на войну "полуторок" сохранилось немало, однако изображённый на фото ГАЗ-ММ, выпущенный в страшном 42-м году, крайне редок. Почти все его братья сгорели в огне тысяч боёв от Москвы до Берлина.
ГАЗ-ММ выпуска 1942 года. Водители часто ставили дверцы с подбитых машин ранних выпусков
Как ни проста была базовая модель, но военное время потребовало дальнейших упрощений. Кабина получила деревянный каркас и брезентовую крышу. Дверцы убрали, установив вместо них так называемые "полудверки" из фанеры, водители называли их "прощай, здоровье". В ненастье можно было застегнуть брезентовый полог из двух половин, в верхней было целлулоидовое окошечко. В 1943 году на машины правда вернули нормальные дверцы из вагонки и реек.
Тормоза теперь действовали только на заднюю ось, с машин убрали бампера и глушитель. Кузов делался без откидных бортов. Из-за жестокой нехватки тонкого стального листа крылья стали сваривать из кровельного железа. Фара ставилась только со стороны водителя, зачастую грузовики выходили с завода без аккумулятора и стартёра. Впрочем, "кривой стартёр" действовал куда надёжнее электрического. В начале 1942 года, ставшим самым тяжёлым временем для советской промышленности, "полуторки" выпускались с односкатной ошиновкой заднего моста.
Самосвал ГАЗ-410. Кузов опорожнялся безо всяких механизмов под действием уложенного груза
Послевоенные ГАЗ-ММ сохранили упрощённые крылья военного времени и брезентовую крышу кабины. Как и миллионы бывших солдат, "полуторки" донашивали военную форму.