В первой части своего рассказа об авианесущем крейсере «Готланд» я упомянул, что крейсер создавался на основе проекта новейших эсминцев шведского флота типа «Эреншёльд». Эти корабли стали во многом этапными для шведского флота, ведь впервые его эсминцы могли сражаться на равных со своими современниками из других стран.
В начале ХХ века при проектировании кораблей шведские инженеры ориентировались на английские прототипы. Так, эсминцы типа «Вале», вступившие в строй накануне Первой мировой войны, мало отличались от истребителей времен Русско-японской войны и по всем показателям уступали русским и немецким эсминцам.
Положение не исправили корабли следующего поколения, эсминцы «Врангель» и «Вахтмайстер», вступившие в строй в конце Первой мировой. Несмотря на то, что они во всем превосходили предшественников, отставание в характеристиках от эсминцев других флотов лишь увеличилось.
Водоизмещение было вдвое меньше, чем у эсминцев новой постройки Великобритании, России и Германии. Вооружение из четырех 75 мм орудий делало их легкой добычей для русских и немецких эсминцев, имевших 3-5 орудий калибра 102-105 мм. А английский флот уже вовсю строил эсминцы типа «W», на которых и вовсе стояли 4 120 миллиметровки. В общем, строить полную серию из четырех кораблей благоразумно не стали.
Поначалу возобладал традиционный подход, предусматривающий поиск подходящего прототипа за рубежом. Флот заинтересовали американские эсминцы-«гладкопалубники», шведская делегация даже посетила несколько верфей, где наладили массовую постройку таких кораблей. Однако стороны не сошлись в цене, американцы отказались переделывать проект под шведские орудия и механизмы. Пришлось опираться на собственные силы.
Уже первые проработки показали, что корабли следует проектировать с чистого листа. 120 мм орудия с длиной ствола 50 калибров, специально разрабатываемые фирмой Бофорс для новых кораблей, имели куда более мощную отдачу, чем старые 75 миллиметровки. Необходимость обеспечения высокой скорости хода заставила применить турбины мощностью свыше 20 тысяч л.с., т.е. как на новейших броненосцах типа «Сверье». При этом из-за жестких финансовых ограничений требовалось уложиться в водоизмещение менее тысячи тонн.
Для этого шведские инженеры впервые в Европе применили на эсминцах гладкопалубный корпус с плавным подъемом верхней палубы к форштевню. Толщина стальных листов, из которых формировали шпангоуты, составляла 11 мм в середине корпуса, уменьшаясь к оконечностям до 7 мм. Борта были толщиной от 9 до 5 мм. На верхнюю палубу укладывались листы толщиной 4 мм, стрингеры имели толщину 8 мм. Шпация по всей длине корпуса была одинаковой и равнялась 55 см. Для защиты от коррозии все корпусные детали толщиной менее 4 мм оцинковывались.
Осторожно, очень сильно кликабельно
Водоизмещение в полном грузу составляло 1000 тонн, длина 91,4 м, длина по ватерлинии 89,4 м, наибольшая ширина 8,88 м, осадка 2,56 м, мощность машин 24000 л.с., скорость хода 35 узлов
Семь водонепроницаемых поперечных переборок делили корпус на восемь главных отсеков. Все переборки доходили до верхней палубы и имели водонепроницаемые двери только в носу, где были жилые помещения.
Осторожно, очень кликабельно
Новые корабли унаследовали имена двух непостроенных эсминцев типа «Врангель». Их назвали в честь знаменитых шведских адмиралов XVIII века.
Нильс Эреншёльд (1674-1728) командовал шведской эскадрой в Гангутском сражении, где раненый попал в русский плен. К высокопоставленному пленнику (находясь в плену он стал адмиралом) хорошо, при возвращении домой после заключения мира Петр I подарил ему свой портрет, украшенный драгоценными камнями. Такие знаки монаршего благоволения ценились тогда выше орденов.
Отто Хенрик Норденшёльд (1747-1832) был истинным сыном своего беспокойного века. Уже в 17 лет он поступил на службу во французский флот и воевал в Северной Америке с англичанами. В неудачную для Швеции войну с Россией 1788-1790 годов он служил под началом герцога Карла Зюйдерманландского и участвовал во всех ее решающих морских битвах.
Опыт войны показал, что на эсминцах с их облегченными корпусами даже глухие переборки можно считать водонепроницаемыми лишь условно. Следствием эксплуатационных перегрузок и боевых повреждений становилось ослабление заклепок, что вызывало множество течей через них, а также в местах прохода многочисленных кабелей и трубопроводов. Одним из итогов этого было постоянное загрязнение эксплуатационных жидкостей, например, мазут попадал в котельную воду.
Осторожно, очень кликабельно
Шведы пошли двумя путями. Во-первых, разработали так называемые маслонепроницаемые заклепки, исключающие фильтрацию через них. Кроме того, в конструкции ответственных соединений с целью сокращения нагрузок, действующих на заклепки, пересмотрели их число и расположение.
Во-вторых, для обеспечения герметичности соединений применили сварку. Теперь, вместо привычной чеканки, водонепроницаемые стыки проваривались по контуру. Помимо обеспечения водонепроницаемости проварка выравнивала нагрузку, действующую на заклепки.
Газовая сварка совершенно не годилась для используемых судостроительных сталей. Длительный нагрев приводил к местному отжигу и значительной потере прочности. Поэтому, впервые в практике шведского судостроения, применили электросварку вольфрамовыми электродами. Долгая служба эсминцев наглядно показала необоснованность опасений, что такая проварка значительно усложнит корпусной ремонт.
На эсминцах устанавливались две турбины системы Лаваля и три тонкотрубных паровых котла системы Ярроу с давлением пара 18 атмосфер. Один котел размещался в носовой кочегарке и два в кормовой. Турбины установили рядом, продольной переборкой, разделявшей их, не было. Это обеспечивало удобство работы механиков, но корабль мог полностью лишиться хода из-за одного удачного попадания.
Несмотря на значительные успехи шведской промышленности на Родине изготавливались только турбины. Заказы на ряд других корабельных механизмов разместили в Англии: котлы изготовила фирма Торникрофт, винты и рулевую машину - Братья Дени, насосы (питательные и циркуляционные) фирма Вейр (Weir).
Новые эсминцы стали первыми кораблями шведского флота с отоплением исключительно жидким топливом. Впервые на них применили системы котельной автоматики, подогрева воздуха, питательной воды, масла и мазута.
Носовая настройка была значительно больше, чем у предшественников. Верхний ярус занимали открытый мостик, закрытый от ветра высоким фальшбортом, КДП главного калибра и посты сигнальщиков. На втором ярусе находился закрытый отапливаемый мостик, где сосредотачивалось управление кораблем и штурманская рубка. Нижний ярус занимали бытовые помещения команды и каюта флагмана.
Корабельная печать
На кормовой надстройке размещался запасной пост управления огнем главного калибра, аварийный ручной штурвал и машинный телеграф.
Как известно, все, что может испортиться портится, а все, что портится, портится в самое неподходящее время. Множество новинок в конструкции силовой установки превратили новейшие эсминцы в сущее проклятие для механиков.
Уже первые испытательные пробеги выявили замасливание котельной воды после прохода пара через турбины. Справиться с этим удалось лишь на Готланде введением особых маслоотделителей в магистраль отработанного пара.
На испытаниях «Норденшёльда» после нескольких полных залпов из кладки топок котлов выпало несколько кирпичей. Ее пришлось несколько раз полностью переделать во всех котлах, пока не удалось наконец подобрать удачную конструкцию.
Вскоре после этого случая на Норденшёльде произошла уже настоящая авария. В котле № 2 образовалась паровая пробка и произошел пережог трубки. Проведенное разбирательство выявило низкое качество металла, из которого та была изготовлена, однако в число причин аварии также вошла заправка котлов водой из водопроводной сети Малмё, в то время как в Англии, США и Германии уже использовали дистиллят.
Котел Эреншёльда системы Ярроу
В ходе скоростных пробегов оказалось, что при работе котлов на полной мощности нерасчетная циркуляция топочных газов приводит к пульсирующему горению и самозатуханию форсунок. Итогом этого стали очередные повреждения злосчастной кирпичной кладки. Для борьбы с этим неприятным сюрпризом пришлось несколько раз переделывать котельные кожухи и направляющие заслонки, а также менять число и расположение форсунок.
Кроме того, на высоких скоростях начиналась кавитация винтов. Пришлось менять как профиль винтов, так и режим работы турбин на полном ходу. Эти работы выполнялись совместно с фирмой Дени, изготовившей винты.
Фото на испытаниях. "Пом-помы" еще не установлены
В общем, новые эсминцы больше напоминали дом, построенный бригадой шабашников из Средней Азии.
Но были и очевидные достоинства. Корабли показали хорошую мореходность и, в отличие от перегруженных эсминцев балтийских соседей постройки 30-х годов, были «сухими». Когда котлы работали нормально, эсминцы даже на мелкой воде легко превышали контрактную скорость почти на два узла, причем могли идти полным ходом длительное время.
"Норденшёльд" вскоре после вступления в строй
Конструкторы уделили большое внимание удобному и комфортному размещению экипажа. Две трети матросов получили постоянные спальные места (даже на броненосцах команда спала в подвесах), значительно расширили и усовершенствовали бытовые помещения и камбузы.
Кают-компания "Эреншёльда"
По традиции, идущей из парусного флота, одно и двухместные офицерские каюты размещались на корме. Матросские кубрики размещались в носу. Кроме того, корабли получили вместительные помещения для штаба соединений эсминцев.
Особое внимание уделили утеплению и отделке помещений команды, на старых эсминцах зимой было холодно и сыро. Матросские кубрики и каюты унтер-офицеров оформлялись в стиле будущего скандинавского минимализма и получили дубовую мебель. Офицерские помещения обставлялись элегантной мебелью из махагони, отделанной шпоном красного дерева. В качестве эксперимента, в дополнение к привычному паровому отоплению офицерские каюты получили новомодные электрогрелки. Они хорошо показали себя, и эсминцы последующих серий получили только электрическое отопление.
Полукресло из командирского салона "Эреншёльда"
Вооружение эсминцев было необычно мощным для их размеров. 120-мм/50 орудия забрасывали 24 кг снаряды на 19,5 км при угле возвышения ствола 45 градусов. При этом корабли получили систему центральной наводки.
Длина ствола составляла 6,39 м, вес 3 тонны. Палубная установка шведского производства со щитом весила 10 тонн.
Орудия выпускались во множестве модификаций; Эреншёльд и Норденшёльд получили пушки с поршневыми затворами, а эсминцы следующих проектов - с горизонтально-клиновыми. Отличительной особенностью шведских 120-миллиметровок было раздельно-гильзовое заряжание, считалось, что это облегчает работу заряжающих на узких палубах эсминцев.
Эти орудия также поставлялись в Нидерланды, где фирма Вилтон-Феенорд наладила их выпуск по лицензии для голландских эсминцев. Примечательно, что там орудия местного производства считались хуже качеством, чем шведские.
У элеватора в погребе
Орудия шведских эсминцев надолго пережили свои корабли. В начале 50-х их сняли при перестройке кораблей во фрегаты и после переделки и ремонта установили в броневых батареях северных крепостей. Там они прослужили до середины 90-х годов.
Поначалу зенитное вооружение состояло из двух одиночных 40-мм «пом-помов» LvAkan M/22. В ходе ремонта в начале 40-го года их заменили на 2 спаренные установки 25-мм автоматов «Бофорс» (25 mm LvAkan M/32).
Школьники на экскурсии. Обратите внимание, прицелы предусмотрительно сняты :) Фото военных лет
Пом-помы закупали в Великобритании у фирмы «Виккерс». Они совершенно не устраивали шведских моряков из-за большого числа задержек при стрельбе. Их основной причиной был перекос патронов в матерчатой ленте, возникающий из-за ее отсыревания. Перепробовав несколько вариантов ящиков для укладки лент и направляющих роликов, флот заказал фирме «Бофорс» новую автоматическую пушку.
Помимо изменения способа питания (его конструкция в техзадании не оговаривалась), флот желал увеличить досягаемость по высоте и дальность стрельбы, для чего требовалось увеличить мощность патрона.
Фирма с прохладцей отнеслась к проученной работе, слишком мал был ожидаемый заказ. Поначалу в 1924 году «Бофорс» приобрел у «Виккерса» ряд патентов на «пом-пом», рассчитывая обойтись внесением мелких изменений в хорошо отработанную конструкцию пушки.
Уже первые проработки показали, что такой подход заводил в тупик, схема автоматики как у пулемета Максим уже не имела потенциала дальнейшего развития. Тогда вспомнили про 57-мм скорострелки Норденфельда, выпускавшиеся еще в 80-х годах XIX века. Испытания опытного образца, представлявшего собой старое орудие с новым стволом и механизмом перезаряжания, начались в 1929 году.
В ноябре 1931 года фирма завершила испытания опытного образца 40-мм орудия, уже мало походившего на свои прототипы жюль-верновских времен. Одновременно с отработкой 40-мм орудия по заказу Флотского комитета начались работы над автоматами меньшего калибра (от 13 до 25 мм), сохранившими, однако базовую схему автоматики.
40-мм автомат во время заводского отстрела
В декабре 1932 года начались испытания 20 и 25 мм автоматов, 25-мм автомат и приняли первым на вооружение.
20-мм автомат "Бофорс". Снимок военных лет
В 1933 году первый спаренный автомат получил броненосец Сверье. А вот 40-мм орудия на шведских надводных кораблях появились лишь в конце 30-х годов, хотя уже в 1934 году такие пушки установили на голландском крейсере ДеРюйтер.
Спаренный 40-мм Бофорс. Установка шведского производства
Орудия имели единую схему автоматики и подачи. Обойма 25-мм автомата вмещала шесть патронов, а 40-мм - четыре. В подаватель помещалось две обоймы. Пустые обоймы выбрасывались вниз, а стреляные гильзы вперед и вниз. 20-мм автомат снаряжался вращающимся барабанным магазином на 20 патронов.
Охлаждение могло быть водяным и воздушным, однако в шведском флоте были автоматы лишь с водяным охлаждением стволов. Только они могли вести длительный и непрерывный огонь.
По меркам 30-х годов автоматы «Бофорс» были весьма мощным и точным оружием. Установки снабжались коллиматорными прицелами горизонтального и вертикального наводчиков и электромеханическим вычислителем, автоматически рассчитывавшим необходимое упреждение. Данные для стрельбы 25-мм автоматов определялись при помощи ручных дальномеров, а у 40-мм установок были свои дальномеры с большой базой.
Следует сказать, что шведы не почивали на лаврах. К концу войны появились стабилизированные прицелы с дневной и ночной оптическими ветвями, а после войны установки с радиолокационной системой управления огнем.
25-мм установки выпускались в одиночном и спаренном вариантах. Для подводных лодок выпускались одиночные установки, убирающиеся под палубу в герметичные контейнеры. Все варианты 25-мм установок наводились вручную, что облегчало их размещение, особенно на малых кораблях, вплоть до конца войны 25-мм автоматы оставались их основным средством ПВО.
40-мм «Бофорсы» появились на эсминцах лишь в 1951-52 годах в их ходе перестройки во фрегаты. С кораблей сняли 2 120-мм орудия, 25-мм автоматы и торпедные аппараты. Вместо них установили 4 40-мм автомата в одиночных установках LvAkan M/36, один 20-мм автомат LvAkan M/40 и новейшее радиолокаторы.
Опыт Первой мировой показал, что в число основных задач эсминцев вошла борьба с подводными лодками. Для этого эсминцы получили два бомбомета и два бомбосбрасывателя.
Артиллерийское вооружение дополняли рельсы на 20 мин.
В конце концов, детские болезни удалось успешно вылечить и эсминцы вступили в строй. Они стали первыми более-менее крупными кораблями шведского флота, построенными после Первой мировой войны, поэтому их активная служба началась с заграничных плаваний.
Посетители валом валят на эсминцы "Клас Хорн"и "Клас Уггла"
Уже летом 1929 года «Эреншёльд» и «Норденшёльд» вместе с броненосцем «Сверье», на борту которого был сам король Густав V, посетили Ригу и Таллин. На следующий год они вместе с броненосцем «Густав V» зашли в Свинемюнде по куда более печальному поводу - эскадра доставила в Швецию прах умершей в Риме королевы Виктории.
В 1934 году на переходе из Карлскроны в Стокгольм «Эреншёльд» пропорол днище на необозначенных на картах камнях. Эсминец набрал много воды и получил сильный дифферент на корму, однако смог дойти до Стокгольма.
На службе эсминцы постоянно преследовали поломки и неисправности котлов. Само собой, после вступления в строй кораблей последующих проектов, получивших отличавшиеся высокой надежностью французские котлы «Пеноё», возникли планы по замене неудачных английских котлов. Однако перед войной средства шли на постройку новых кораблей, поэтому эсминцы вывели в резерв.
Эсминец в резерве
С началом европейской войны оборонные расходы резко возросли, что, наконец, позволило зимой 1940 года отправить эсминцы на долгожданную замену котлов. В ходе ремонта «пом-помы» заменили на спаренные 25-мм автоматы «Бофорс» и несколько расширили открытые мостики.
Первым после ремонта в самый разгар «учений на Везере» в строй вошел «Норденшёльд», в конце апреля он перешел в Кальвзунд. Гремящие по соседству бои наглядно показали, чего стоит нейтралитет, не подкрепленный военной силой.
Боевой авиамоделизм
Учитывая, что теперь Германия начинала войны без старомодного «Иду на вы», корабли рассредоточили по шхерам и тщательно маскировали. Шаровую окраску мирного времени сменил темно-зеленый камуфляж для действий в шхерах. Расчеты постоянно дежурили у зениток.
Броненосец "Густав V" на стоянке в шхерах
Это не было пустой предосторожностью. Ночью, когда эсминец стоял на якоре в Мастранд-фиорде, вахтенные заметили немецкий самолет, идущий на корабль. Открыв огонь, зенитчики сбили его.
В сентябре 1940 года «Норденшёльд» совместно со вспомогательным крейсером «Вария» (Waria) обеспечили проход через Скагеррак танкера «Свеа дротт», ставший первым проходом шведского торгового корабля через зону боевых действий.
На борта по носу и корме нанесли сине-желтые полосы (как на судах шведского торгового флота) и добавили подсветку названий. Корабли вышли из Гетеборга 1 сентября.
Вспомогательный крейсер «Вария»
Танкер шел из Мексиканского залива. Для шведских кораблей (по заблаговременному уведомлению о курсе и расписании) Великобритания и Германия предоставляли безопасный проход через зону боевых действий. Правда безопасность эта была сугубо условной, немецкие подводники особо не обращали внимания на флаг и марки нейтралитета судов, в которые всаживали торпеды. Поэтому переход одинокого танкера через осеннюю штормовую Атлантику был крайне рискованным предприятием.
Рандеву с танкером состоялось вечером 5 сентября между Шетландскими островами и Бергеном, и маленький отряд сразу пошел к берегам Швеции. Над кораблями постоянно висели немецкие и английские самолеты, но все обошлось. 8 сентября танкер с 13700 тоннами нефти благополучно прибыл в Гётеборг.
«Норденшёльд», снимок со «Свеа дротт»
В 1941 году «Норденшёльд» перешел в Карлскрону, откуда до конца войны обеспечивал проводку конвоев вдоль юго-восточных берегов Швеции.
«Эреншёльд» вошел в строй после ремонта почти одновременно со своим братом, однако стал боеготовым лишь к сентябрю, подготовленных моряков не хватало. Корабль базировался на Карлскрону и всю войну сопровождал конвои вдоль южного побережья Швеции.
«Эреншёльд», снимок времен войны
Несмотря на многорядные минные заграждения, летом 1942 года, советские подводники смогли вырваться из Финского залива. Оценка результативности их действий является отдельной большой темой и выходит за рамки поста. От себя добавлю, что в тех условиях выход на Балтику сам по себе являлся подвигом, который оказался по плечу лишь нашим дедам и прадедам.
Основной задачей советских подводников стало пресечение судоходства между Швецией и Германией, куда сплошным потоком шли высококачественные руды цветных и черных металлов, лес и продукция машиностроения. Шведские подшипники заметно превосходили немецкие и крутились чуть ли не в каждом авиационном и танковом моторе, выпущенном в Германии.
В Берлине прекрасно осознавали всю важность шведской торговли, поэтому настояли на изменении привычных маршрутов. Судоходные трассы проходили теперь лишь в пределах шестимильных (по тогдашним правилам) территориальных вод Швеции, при этом конвои сопровождали и прикрывали ее военные корабли.
Викинги. Снимок времен войны
Нарком ВМФ однозначно запретил атаку шведских военных кораблей и гражданских судов, при этом атаковать вражеские военные и гражданские корабли можно было и в шведских водах. Однако, инструкция командирам лодок, подготовленная в штабе Балтфлота, допускала двоякое толкование. Фраза «Уничтожать все транспорты и неприятельские военные корабли за исключением военных кораблей шведского флота, атаки которых запрещаются» позволяла при буквальном прочтении атаковать шведские транспорты.
Помимо этого были и добросовестные ошибки подводников в счислении, и капитаны одиночных судов на авось срезали углы рекомендованных трасс, и ошибки в опознавании.
Щ-317 первой прорвалась на позицию у шведских берегов. Первая атака была 16 июня, однако торпеда прошла мимо цели. 22 июня «щука» наконец потопила у острова Эланд первую жертву - шведский пароход «Ада Гордон», перевозивший руду. Причина гибели выяснилась быстро. Обследовавшие его шведские водолазы нашли осколки торпеды с надписями на русском языке.
1 июля Щ-317 вновь, правда безрезультатно, атаковала конвой. В атаку вышел эсминец «Эреншёльд», отогнавший лодку. 6 июля у острова Эланд ее обнаружил и атаковал его брат, «Норденшёльд». От удачно сброшенных глубинных бомб потекли топливные цистерны лодки, и шведы решили, что уничтожили «щуку». Однако подводникам удалось отойти в нейтральные воды и исправить повреждения.
Точку в судьбе Щ-317 поставил эсминец «Стокгольм». 12 июля он в нейтральных водах обнаружил и атаковал неизвестную подводную лодку. Летом 1999 года шведские поисковики обнаружили рядом с местом атаки сильно поврежденный корпус подводной лодки, в котором угадывались характерные обводы «щуки».
Всего Балтфлот потопил за время войны 9 шведских транспортов, что не идет ни в какое сравнение с «успехами» немецких подводников, потопивших порядка 270 шведских судов.
Окончание войны не принесло мира на Балтику, вчерашние союзники очень быстро преодолели путь от взаимного охлаждения до военного противостояния. Война в Корее стала для США и СССР разведкой боем. Обладая подавляющим превосходством на море, Америка уделяла большое внимание подготовке войне на Балтийском море, являющимся кратчайшей дорогой ко второму по величине советскому городу - Ленинграду.
Стало ясно, что Швеции рано сокращать армию. Сразу возник вопрос, что делать с эсминцами довоенной постройки. Корпуса и механизмы кораблей находились в хорошем состоянии, однако их вооружение устарело.
Шведы решили вопрос по-хозяйски, эсминцы перестроили во фрегаты. Взамен снятых 120-миллиметровок и ТА установили 40-мм автоматы в одиночных установках, новейшие радиолокаторы, гидроакустические станции и бомбометы. Для размещения антенн РЛС корабли получили новые решетчатые фок-мачты. «Эреншёльд» и «Норденшельд» прошли перевооружение одними из первых в 1951-52 годах. Несмотря на принятые меры, водоизмещение возросло на 80 тонн, а скорость сократилась до 31 узла.
Фрегат "Эреншёльд"
Подготовка ядерной войны с Советским Союзом требовала проведения большого числа разведывательных полетов, в том числе со вторжением в его воздушное пространство. Поначалу разведчикам сопутствовала удача, однако создание СССР современной системы ПВО привело к ряду чувствительных потерь, крупнейшей из которых стал американский самолет радиоэлектронной разведки на базе бомбардировщик PB4Y-2 «Приватир», сбитый 8 апреля 1950 г. истребителями Ла-11 над Балтийским морем неподалеку от Лиепаи.
Экипаж сбитого "Приватира"
Гибель разведчика с американскими опознавательными знаками заставила искать иные пути. Одним из них стало сотрудничество со спецслужбами Швеции. Согласно плану сотрудничества, США продавали новейшее и секретное оборудование радиоэлектронной разведки, а Швеция снаряжала самолеты-шпионы, выполнявшие разведку балтийского побережья СССР.
Для выполнения полетов приспособили два Дугласа DC-3, сохранивших опознавательные знаки шведских ВВС. Внешне от обычных самолетов их отличали антенны в носу и небольшие колпаки на фюзеляже. Самолеты назвали «Хугин» и «Мунин», «Мысль» и «Память» - в честь воронов-вестников Одина. Чтобы сбить с толку советских разведчиков самолеты перевели в гражданский аэропорт Стокгольма «Бромма». Официально считалось, что самолеты используются для подготовки радистов.
С весны 1951 года «вороны» каждый день отправлялись к берегам Гардарики, всегда возвращаясь отнюдь не с пустыми когтями. Несколько раз они залетали в воздушное пространство СССР в районе Лиепаи и Вентспилса, но на все протесты советских дипломатов шведы отвечали, что это произошло из-за ошибки штурманов.
Разрезная модель погибшего Дугласа
Одновременно с этим шведы усилили группировку кораблей, базирующихся на остров Готланд, мимо которого возвращались самолеты. В числе них был и фрегат «Эреншёльд».
13 июня 1952 г. в 09.05 «Хугин» поднялся в воздух и взял курс на юг в район крупных учений КБФ, требовалось «снять портреты» с задействованных в них кораблей и РЛС. Все шло как обычно, однако последнее сообщение с борта самолета прервалось в 11.08 сразу после передачи позывных. На повторные вызовы самолет не отвечал.
К поискам сразу приступили две «Каталины», с острова Готланд вышла целая эскадра: эсминец «Сундсваль», фрегат «Эреншёльд», миноносец Т101, торпедный катер Т34 и однотипные тральщики «Ландсорт», «Орскар» и «Ульвох».
Итог их был печален, на поверхности воды обнаружили большое масляное пятно, несколько обломков и простреленную резиновую шлюпку с погибшего самолета. Обстановка была крайне нервозной, шведам постоянно мерещились перископы и шумы аж шести подводных лодок, с «Эреншёльда» заметили восемь эсминцев и какой-то большой корабль, рядом с тральщиком «Ландсорт» прошел большой эсминец. Однако шведы сделали вывод, что эти действия советского флота никак не связаны с пропажей самолета.
Точку в поисках поставили события 16 июня, когда на глазах команды западногерманского торгового судна «Мюнстерланд» советские истребители МиГ-15 сбили одну из каталин, летающая лодка села на воду рядом с немцами и затонула от полученных повреждений. Семерых шведских летчиков доставили в Ханко.
Каталина
Сбитая каталина. Снимок с «Мюнстерланда»
Швеция подала было протест, однако шумиха в прессе быстро пошла на спад, поскольку объяснения, как шведский самолет оказался у советских берегов, грозили раскрыть сотрудничество со спецслужбами США. Окончательно завеса тайны над гибелью шведского Дугласа спала в 90-х годах.
Взамен на признание причастности Советского Союза к пропаже самолета Швеция признала факт ведения радиоразведки против СССР. Как следует из рассекреченных документов, Дуглас был сбит советским истребителем МиГ-15 над международными водами. В марте 2004 года самолет был поднят шведами и сейчас выставляется в Музее ВВС Швеции в Мальмё.
События вокруг сбитого Дугласа стали последним делом для «Эреншёльда». 1 апреля 1963 г. оба эсминца стали мишенями. Год спустя «Норденшёльд» отправился на разделочную верфь, а вот «Эреншельд» последовал за ним лишь в 1973 году.
Говоря об оценке проекта следует отметить, что шведские эсминцы стали наименьшими представителями своего класса, построенными после Первой мировой войны. Тем не менее, шведским инженерам удалось не только уложится в крайне малое водоизмещение (связанное с финансовыми ограничениями), но создать очень сбалансированный проект.
Корабли отличались хорошей мореходностью, причем в отличие от близких по размерам итальянских эсминцев могли поддерживать высокую скорость хода в условиях сильного волнения. Зенитное вооружение было вполне на уровне требований времени, однако усилить его не позволяли малые размеры.
Шведские адмиралы высоко оценивали проект. Корабли стали прародителями так называемых «стандартных эсминцев», ставших основой шведского флота на добрые двадцать лет.
К очевидным недостаткам проекта относилось расположение 120-мм орудия между трубами, исправить его удалось лишь на эсминцах типа «Висби», строившихся уже во время войны.
________________________________
Источники
http://alexcheban.livejournal.com/36023.htmlhttp://www.varvshistoria.se/albumet.htmlhttp://navyworld.narod.ru/http://www.quarry.nildram.co.uk/Bofors.htmhttp://gamlavykort.nu/forum3/forum_posts.asp?TID=2290http://www.navweaps.com/sitemap.htmhttp://warships1discussionboards.yuku.com/topic/8306#.U3UEG9oaySMhttp://www.sjohistoriska.se/