К влиянию креативного класса на инновации

Apr 24, 2014 19:27


К написанию этого поста меня побудила статья СНС Лаборатории сравнительных социальных исследований, доцента кафедры прикладной политологии НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург А.Н. Щербака «Сравнительный анализ влияния толерантности на модернизацию», опубликованная в журнале «Форсайт» том 7, номер 4 за 2013 год. Со статьёй можно ознакомиться по этой ссылке:
http://publications.hse.ru/articles/101932456

Скажу сразу, автор пришёл к весьма спорным выводам. К сожалению, формат поста в ЖЖ не позволил разобрать все узкие места статьи, поэтому пришлось вынужденно ограничить себя лишь постулируемой автором неразрывной связью креативного класса с инновациями.

К каким же выводам пришел автор?

1. Формирование постиндустриальной экономики, т.е. экономики, в которой большая часть прибавочного продукта создается за счет наукоемкой продукции, связывается с появлением особого социального класса - креативного. При этом государство обязано создать для него комфортные условия, приведя в соответствие с его запросами свое устройство.

2. Инновационная экономика требует построения общества, основанного на ценностях самовыражения. Креативному классу необходимо гарантировать поддержание его открытости, разнообразия, защиту его интересов, в том числе право на индивидуальность и собственную идентичность.

3. Отдельные страны пытаются перейти к постиндустриальной экономике в обход таких коренных преобразований, однако вероятность успеха в этом случае довольно мала.

Итак, если свести статью к одной фразе: кадры, точнее, креативный класс, решают всё. Кто же входит в этот новый класс-гегемон? Для полноты изложения придется привести обширные цитаты из статьи:

«В состав данной социальной группы он (Р. Флорида - примечание моё) включил людей, способных создавать новые идеи, технологии, рынки, компании. К ней принадлежат представители науки, искусства, шоу-бизнеса, моды, журналистики и т. д., а также творческие профессионалы в сфере финансов, бизнеса, права, здравоохранения и т. п. Все они объединены особым креативным этосом, который базируется на таких ценностях, как творчество, индивидуальность, различия, достижения. Представители креативного класса, даже принадлежащие к разным профессиям, устанавливают связи между собой, обмениваются идеями, вместе рождают новые проекты. Недаром в Калифорнии находятся как Силиконовая долина, так и Голливуд».

Очевидно, что члены «креативного класса» товар штучный, а потому требуют к себе особого подхода:

«Ввиду того что способность к креативности почти не поддается регламентированию, от работодателей требуется новый подход к организации труда, в котором поощряются вышеназванные качества. Креативный класс отличается существенной спецификой с точки зрения подходов к работе, условий найма, планирования рабочего времени, жизненных установок, отношения к спорту, одежде, привычек и даже использования свободного времени. Здесь приветствуются нонконформизм, индивидуальность, выход за рамки дозволенного, простота в общении, акцент на горизонтальных сетях, а не на вертикальной иерархии. Р. Флорида обращает внимание на тот факт, что компании «новой экономики» при выборе стран и регионов для своей деятельности отдают приоритет не выгодным условиям и налоговым льготам, а тянутся к местам повышенной концентрации креативного класса».

Итак, на чём же, по мнению автора статьи, основывается рост постиндустриальной экономики, т.е. экономики, основанной на знаниях:
«По его мнению (Р. Флориды - примечание моё), экономический рост основан на трех «Т»: талант, технологии и толерантность, во многом потому, что эти факторы притягивают креативный класс».

Таким образом, задачей креативного класса является генерация идей для инновационной экономики. К сожалению, в последнее время само понятие «инновации» затерлось, потеряло свой первоначальный блеск. Как юбилейная монета, прошедшая через тысячи рук и кошельков.

Наиболее краткое и ясное определение понятия «инновация» приводится в так называемом Руководстве Осло, подготовленном ОЭСР:

«Инновация есть введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях».

Таким образом, в основе любой инновации (да и инновационной экономики) лежит доведение новшеств до стадии практического применения в промышленности или иной области человеческого действия. «Создание новых идей», о котором говорил Р. Флорида отнюдь не тождественно их внедрению. В лучшем случае такая идея осядет на архивной полке патентного ведомства среди миллионов своих собратьев, так и не получивших путевку в жизнь.

Сколько же идей находит практическое применение? Практика показывает, что не более 20%. Внедрение изобретений это долгий и затратный процесс. На первое место для реальных инноваторов выходит способность выполнять работу, укладываясь в заявленные сроки и финансирование, умение работать в команде. Здесь нет места экспериментам в области планирования рабочего времени и подходов к работе.

Для полноты изложения необходимо немного рассказать об истории настоящей Кремниевой, а не «силиконовой» долины, которую от Голливуда только по прямой отделяют почти 500 км.

Считается, что Долина началась со Стэнфордского индустриального парка, где в середине 50-х годов университетские власти предоставили доступ к дорогостоящему лабораторному оборудованию всем желающим. Это закономерно привело к бурному росту фирм-карликов, ведь до этого такие приборы были по карману только крупным компаниям. Уже в 1959 году была изобретена первая интегральная схема, дальше процесс пошел по нарастающей.

Крупным компаниям, которые тоже пришли в Долину, стало выгодно заказывать часть исследований на стороне, у мелких фирм - это высвобождало научные подразделения для крупных проектов. В свою очередь мелкие инновационные фирмы превратились в кузницы кадров для крупных игроков.

В общем, успеху Кремниевой долины способствовали отнюдь не Голливуд, а Стэнфордский университет и военно-промышленный комплекс, ставший основным потребителем новинок.

Подводя итог моего краткого разбора статьи (а в ней можно найти немало тем для дальнейшего исследования) следует сказать, что замеченные огрехи носят принципиальный характер. Креативный класс, необходимый в понимании Р. Флориды для создания и развития инновационной экономики, совершенно не вписывается в реальную экономику, основанную на знаниях.

Креативный класс возвел для себя пьедестал, однако ошибки, допущенные в ходе его постройки, вызвали обрушение довольно стройной конструкции.

Лабазы каменные, Инновации, Матчасть, Креативный класс

Previous post Next post
Up