На прошлой неделе ездил по делам в столицу Карелии, город Петрозаводск, где выдалась возможность побывать в локомотивном депо Петрозаводск. У депо богатая история, насчитывающая почти 100 лет. Много лет депо обслуживало тепловозы, работавшие в Петрозаводском отделении Октябрьской железной дороги.
Когда в 2005 году в Петрозаводск пришла электрификация, депо осталось не у дел. Над ним нависла угроза расформирования и закрытия. Пришлось срочно искать новое дело.
Сейчас здесь ремонтируют маневровые тепловозы, восстанавливают ресурс их узлов и агрегатов. В основном занимаются локомотивами снятых с производства серий, запчасти для которых давным-давно не выпускаются, поэтому многое приходится делать самим. В среднем на ремонт маневрового тепловоза уходит 3-4 дня.
Историческое здание депо (из красного кирпича) построено в 1916 году. Во время войны долгих три года тут хозяйничали финны, после которых все пришлось отстраивать заново.
Не догадался снять депо снаружи, поэтому снимок отсюда:
http://cs308228.vk.me/v308228516/abab/bGh8Q-hAhEo.jpg Депо активно внедряет технологии бережливого производства. Вкратце, это культура труда: чистота и порядок на рабочих местах, соблюдение технологии, последовательности и сроков выполнения работ.
Главный цех, куда на ремонт поступают тепловозы. С них сливают остатки топлива, масло, воду из системы охлаждения. Это грязные работы, однако цех очень чистый:
С тепловозов снимают все подлежащие замене или ремонту агрегаты. Для начала их направляют в специальные камеры для очистки от грязи:
Дизели ставят на подрамники, снимают навесные агрегаты, коленчатые валы, поршни и клапана. Начинается работа по их восстановлению:
Порядок, порядок и еще раз порядок. Все должно лежать на своих местах. Малолюдье объясняется просто. Я попал в депо после окончания рабочего дня. Днем тут кипит жизнь:
Бракованные поршни. Для масштаба, каждый намного больше пятилитровой бутыли:
А вот восстановленные поршни с шатунами:
Пока идет ремонт, раздетые тепловозы стоят на домкратах:
Инструменты, все для работы по металлу:
И еще:
Чистые цеха выглядят совсем по-другому, в токарном даже рыбок держат:
Здесь ремонтируют электроаппараты. У вас такой же порядок на столе?
Это реверсоры, с помощью которых машинист меняет направление движения тепловоза:
А вот контроллер, им машинист приводит в движение тепловоз:
Электротехника покрупнее. Сделано в СССР в далеком 1972 году. Запчасти давным-давно не выпускаются, многое приходится делать заново:
Рембрандт Харменс ван Рейн. Контактор, прошедший испытания на пробой изоляции. 164?. Москва, Пушкинский музей :) Сделан в СССР, 1971 год.
Красный, желтый, зеленый. Каждый найдет каску по вкусу:
Конечно, в депо не все идеально. Есть куда стремиться и что исправлять. Хочу обратить внимание на другое.
Многолетние отложения гуано на полу, стенах и потолке, дикий беспорядок и слесаря с факелами остались сейчас, разве что в гаражных автосервисах и конторах по сварке оконных решеток.
В депо сухой закон: пришел пьяным - пока, до свидания. Пришел с устатку - ставят в позу "бегущий кабан" и начинают коллективную развальцовку полостей тела (о премии можно сразу забыть). Прогул - тоже самое.
Здесь работают добросовестные и любящие свое дело люди. У них творческая и креативная работа. Нет двух одинаковых тепловозов и одинаковых неисправностей, поэтому при ремонте локомотива думать приходится постоянно :)