Открытые судебные заседания давным давно не были в диковинку, но 15 июня 1932 года в зале венского суда яблоку негде было упасть. На процесс собрались репортеры со всей Европы. Все внимание было приковано к плотному, среднего роста человеку, стоящему за барьером скамьи подсудимых.
Заседание началось с обычных в таких случаях вопросов: имя и фамилия, дата рождения. Наконец председатель суда поинтересовался профессией обвиняемого. Тот замялся.
- Профессия? - повторил вопрос председатель.
- Пускающий под откос поезда!
Человеком столь редкой в мирное время профессии оказался Силивестр Матушка, бывший школьный учитель, бывший офицер австро-венгерской армии, а ныне не слишком-то удачливый домовладелец, изобретатель и спекулянт недвижимостью.
Он родился 24 января 1892 года в деревне Чантавир, что рядом с городом Мария-Терезиополь (после Первой мировой войны город отошел к Югославии и стал называться Шабадка). Несмотря на плохие оценки Матушка смог закончить свое образование и стал школьным учителем в родной деревне.
Как и у миллионов сверстников, его судьбу круто изменила Первая мировая война. На сербском фронте Матушка был ранен, однако его заметило начальство и направили в пулеметную школу. В конце 1915 года он стал офицером и закончил войну старшим лейтенантом.
Вернувшись домой Матушка снова стал учителем, совмещая, впрочем это занятие со спекуляцией солью, сахаром, керосином и спичками. На вырученные деньги он приобрел поместье в 120 хольдов. Однако в 1922 году Матушка продал землю и перебрался с семьей в Будапешт, где занялся спекуляцией и мошенничеством с недвижимостью, а жена открыла продовольственную и винную лавку.
В 1928 году Матушка продал дом и лавку в Будапеште и переехал в Вену, где купил уже четыре дома. Он опять начал мошенничать с домами, но на новом месте дела шли не так, как хотелось бы. 30 сентября 1930 г. он объявил банкротство. Судебные исполнители описали четыре шиллинга наличными, два обручальных кольца, кое-какую одежду и дом по Гофгассе 9.
Матушка не впал в отчаяние и занялся изобретательством, получив патенты на гидротурбину, устройство, предупреждающее машиниста о препятствии на путях и запорный клапан для газовых труб.
Несмотря на то, что патентами никто не заинтересовался, у матушки по-прежнему хватало денег на дом по Гофгассе 9, покупку сталелитейного заводика, аренду карьера и маленькие слабости - проституток, к которым он бегал чуть ли не каждый день.
Взято из карт Гугла
Для знавших Сильвестра Матушку его арест в октябре 1931 года по обвинению в подрыве поезда стал громом среди ясного неба. Следует сказать, что Матушка долго готовился к своему главному делу.
Начал он как чеховский злоумышленник. Вечером, в канун нового 1931 года, один железнодорожник шел по путям между станциями Унтер Обендорф и Ансбах, что находятся неподалеку от Вены. Несмотря на темень он обнаружил, что в одном месте накладка, соединявшая рельсы отсутствует, а сам рельс отогнут наружу пути. Как мог он соединил рельсы и бросился за подмогой. Несчастья не произошло и следствие не производилось.
Месяц спустя 30 января 1931 г. примерно в том же месте с рельс сошел скорый поезд Вена - Париж. Кто-то прикрутил к рельсам нечто вроде вагонного сбрасывателя, сделанного из профилей и уголков, продающихся в хозяйственных магазинах. Полиция нашла магазин, в котором злоумышленник купил эти детали, но его описание ничего не дало.
Поздно вечером 8 августа того же года злоумышленник устроил крушение поезда в Германии. Неподалеку от городка Ютеборг скорый поезд Франкфурт-на-Майне - Берлин сошел с рельсов и рухнул с высокой насыпи. Пострадало 109 человек, из которых позднее несколько умерли.
Это уже было серьезно. На расследование теракта (в том, что преступление политическое не сомневался никто) бросили сыщиков с европейскими именами. С результатами было не густо. Удалось найти обрывки проводов и приколоченный с дереву обрывок газеты нацистов Ангриф, на котором от руки были написаны слова Преступление - Революция - Победа.
По чистой случайности на следующий день произошли попытка досрочного роспуска прусского парламента и убийство двух полицейских на берлинской Бюлов-платц, совершенное будущим шефом ШТАЗИ Эрихом Мильке.
Начались аресты нацистов и коммунистов. Однако, вскоре их пришлось отпустить - у всех на момент взрыва было алиби. И вновь следствие зашло в тупик.
Следующий взрыв прогремел в Венгрии - 13 сентября 1931 г. экспресс Будапешт - Вена рухнул с виадука, переброшенного через долину между станциями Торбадь (сейчас Биаторбадь) и Хедешалом. Высота виадука была 25 метров.