Как говорили до революции: «Город начинается с трамвая». Времена изменились, теперь путешественник получает немалую долю впечатлений о незнакомом городе, поездив на метро. Постараюсь рассказать,
«Вена маленький город» - подумал я, когда за пол часа проехал из конца в конец по оранжевой ветке U3. Хотя первый участок метро, специально построенный как таковой, начал работу в 1978 году, история венского метрополитена начинается в 19-м веке.
В 1898 году начал работу дампфбан - городская железная дорога на паровой тяге. Особой популярностью он не пользовался. Поезда ходили довольно редко, а проезд стоил дороже, чем на трамвае, которым по-прежнему пользуется большинство венцев. Из-за нехватки угля дорогу закрыли в 1918 году.
Спустя семь лет она заработала вновь. Теперь дорога принадлежала городу. Ее электрифицировали и пустили по ней вагоны трамвайного типа.
Хотите увидеть Вену Стефана Цвейга? Садитесь на поезд коричневой линии U6 на станции Шпителау и поезд пойдет по эстакаде, вокруг которой за сто лет мало, что поменялось. Только деревья разрослись.
А здесь поезд зеленой ветки U4 тоже идет по трассе бывшего дампфбана. Высоту платформ на это ветке увеличили и теперь они разобщены.
Фото из Википедии
В конце 50-х годов городские власти начали строить трамвайные туннели, куда убирали с улиц наиболее загруженные маршруты. Часть этих туннелей теперь использует метро. Узнать их просто, только там не островные, а береговые платформы, как на станции Музеумквартер
Часть трамвайных туннелей до сих пор используется по прямому назначению. Советую проехать по всему маршруту трамвая номер 18 или на поезде Баденбана от Карлсплац - увидите массу нового. Но мы отвлеклись.
Давайте спустимся в метро на станции Вестбанхоф оранжевой ветки U3.
Климат позволяет ставить эскалаторы открыто. На ночь станцию запирают, опуская железные шторы. Внизу достаточно просторно.
Относительно московского, метро в Вене не глубоко, что позволяет без особых трудностей размещать на станциях лифты для инвалидов и мамаш с колясками. Впрочем, пользуются ими все желающие, поэтому мамам и бабушкам с дедушками частенько приходиться стоять в очереди. Все указатели утыканы, словно дикобразы, колючками от птиц.
Панно на стене. Называется «Дорога в Европу» и, по нынешним временам, вызывает какие-то зловещие впечатления :)
Уровень ниже. Отсюда еще один небольшой спуск к поездам. Здесь размещаются билетные автоматы, одна из спец касс Винерлиниен (т.е. Венгортранс), продмаг и кафе.
Турникеты обозначают границу, за которую нельзя заходить с непробитым билетом. На них кое-где стоят синие коробки компостеров, отмечающих дату и время прохода. Не забудьте пробить, а то станете зайцами.
Обратите внимание, указатели, турникеты, перила стараются делать по цвету линий. Весьма удобно, хотя в Москве все цвета и не запомнишь :)
И вот мы на станции. Поезд придется подождать минут пять-десять. В непиковое время интервалы увеличивают до 15-20 минут. Метро в Вене отнюдь не самый быстрый транспорт. До поезда можно вдоволь походить по платформе. На платформах с каждой стороны целый набор таких щитов, на все случаи жизни :)
Вот и поезд с вагонами нового образца. По новой моде соединены в одну кишку.
Толи дело поезд старый. Все вагоны с кабинами управления в парных сцепах. Прямо ностальгия охватила по необезглавленным московским ёжикам на моей сиреневой ветке.
И первый вопрос: «Как же попасть в вагон? Двери-то закрыты, кнопок нет»!
Не теряйтесь, а то сразу поймут, что приезжий :) Ручку повернуть, а не тянуть и налечь, помогая пружине. Одна створка и отодвинется. На старых вагонах конструкторы так упростили пневмосистему.
За собой закрывать не надо, на то и машинист есть.
Тоже самое, если выходите. Ручку повернуть и толкать вбок, а то народ за вами начинает возмущаться, понаехали, мол не австрийские :)
Советую сразу сесть или ухватиться за поручень, по сравнению с Москвой поезда берут с места очень резво. Перегоны короткие. Только тронулись и опять остановка!
Мы едем, едем, едем...
В пути можно почитать газету, их вешают на особый гвоздь.
А этот человек уже никуда не спешит и не едет.
По сравнению с московским метро в Вене редко увидишь мрамор. Чаще всего стены отделаны металлическими панелями с шумо и виброизоляцией. Путевые стены оставляют как есть.
Это станция первой очереди, Стефансплац, самый центр. Туннель из чугунных тюбингов, все основательно и привычно.
А это Таборштрассе, построенная через 30 лет. Тут уже царство бетона.
Приехали, пора выходить :)