привет, друзья! я опять с маленькой овоськой ценного (для меня, конечно, в первую очередь) опыта.
На этой неделе я была на двухдневном мастер-классе художницы и иллюстратора из Германии Ульрике Штайнке (
Ulrike Steinke). Эта была удивительная возможность, во-первых мероприятие было в моем городе, в Екатеринбурге, а во-вторых, оно было бесплатным. Возможным это стало благодаря Уральскому филиалу ГЦСИ и Генеральному консульству Федеративной Республики Германия в Екатеринбурге (мой поклон и благодарность!). Мастер-класс был посвящен созданию графических нарративов и опирался на контекст выставки, которая сейчас проходит в ГЦСИ
«Школа: история одного здания». Если коротко, то мы создавали иллюстрированные истории (т.е. комикс) на тему школы.
В первый день была разминка. Сначала мы делали короткие наброски на заданную тему. Когда-то, на других мастер-классах по иллюстрации я уже делала подобное, но, знаете, никогда не любила. Вероятно, потому что очень сильно напрягалась, желая нарисовать красиво. Но в этот раз мне так понравились эти упражнения, я получила удовольствие, исследуя и ловя удачную линию или форму. Время на каждый рисунок 1 минута. На фото некоторые наброски.
Затем было задание на 15 минут. Сделать серию из трех картинок, к каждой картинке заданы ключевые слова. Здесь я своих картинок не покажу (хотя зря, конечно, для полноты картины надо было их тоже отсканировать). Зато покажу Ульрике. По результатам этого задания у нас был первый просмотр.
Просмотр слева, рабочая зона справа.
Следующее задание - серия уже из 6 картинок. Времени 25 минут. В качестве материала к серии было предложено взять 3-4 наброска из первого задания. Здесь я готова была сдаться, потому что нон-стоп рисовать и напряженно соображать было довольно трудно. Я начала чиркать без всякой надежды, но через 25 минут обнаружила, что у меня получилась вполне любопытная история. Напомню, 25 минут времени на идею+рисунки.
И последнее задание в первый день: знакомство с реальными историями из жизни школы (школа им.Некрасова, раньше располагалась в здании, где теперь ГЦСИ), которые на следующий день предполагалось иллюстрировать, и выбрать одну. Некоторые истории были очень короткие, на 1 абзац, другие на полторы-две страницы. Наша задача была не иллюстрировать как можно ближе к тексту, а создать свою интерпретацию, видение.
Кто на меня давно подписан или с кем мы знакомы и дружим, возможно, заметили, что все это как-то отличается от того, что я делаю и чем делюсь обычно. И это, можно сказать, была для меня главная ценность этого мероприятия - сделать что-то новое, попробовать что-то новое и в результате, найти в себе что-то новое.
Я продолжу.
На следующий день мастер-класс начинался в 15 часов и до этого времени у всех была возможность самостоятельно поработать с текстом, над будущим комиксом. Я выбрала историю выпускника школы, рассказывающего про своего учителя математики и астрономии, который "заразил" его и весь класс своими знаниями. Мне понравилось само это явление, "заражать" знанием, "заражать" других своей увлеченностью чем-то. И помимо этого, меня привлек один эпизод, где речь шла о том, как однажды учитель раздобыл где-то телескоп и, конечно, это было большым событием для всех. Я решила развивать эти два момента. Посмотрела книги по астрономии, которые мог читать рассказчик этой истории, и которые по его словам, он очень любил. Нашла сайт, где можно посмотреть онлайн в телескоп, чтобы понять, о чем я собираюсь рассказывать. Нашла статью о том, чего лишены современные дети, которым не преподают астрономию, и что некоторые современные взрослые в итоге не знают, что земля крутится вокруг солнца, а не наоборот, а еще кто-то путает астрономию с астрологией и т.д. А потом я вспомнила, что давно-давно, когда работала журналистом, писала статью про астронома-любителя, который ведет кружок для всех желающих и который сам собирает телескопы. Я нашла эту статью (не зря, значит, хранила вырезки), и мой комикс начал вырисовываться.
На занятие я пришла пораньше, чтобы еще раз пройтись по выставке и зарисовать персонажей со школьных фотографий. Рисование людей, это непостижимая для меня вещь.
Затем Ульрике дала нам ряд подсказок о том, как можно работать с текстом и как работает она. Чтобы как-то раскачаться, оттолкнуться, я попробовала ее способ и затем вернулась к своим наработкам.
На фото ниже один из последних набросков (трудно разобрать его, да). Я решила делать комикс с текстом. Повествование комикса происходит от лица того самого выпускника школы, чью историю я выбрала. От оригинальной истории не очень многое осталось, но те два момента, которые меня изначально тронули, я попыталась отразить. Будучи вдохновленной статьей об астрономе, который собирает телескопы, я решила, что учитель мой тоже соберет телескоп. На этапе этого эскиза я показала наброски Ульрике, и она дала мне пару важных советов, которые я в дальнейшем использовала (пишу об этом с особым чувством, потому что у меня часто на советы, даже от профессионалов, непроизвольно включается "нет!").
В этот момент до окончания занятия остается 1,5 часа. Я хватаюсь за коллаж (изначально планировала его использовать), но понимаю, что не успею и бросаю. Хватаюсь просто за рисунок на формате А3, понимаю, что и его не успею, и откладываю. И затем, понимаю, что по-своему, как я привыкла, как я люблю делать, я вообще ничего не успею и решаю просто перерисовывать свой набросок на другой лист, чтобы можно было разобрать, что там и показать на просмотре, не объясняя на пальцах. За несколько минут до окончания занятия, я осторожно ввела цвет (на красный абажур над столом, где учитель собирает телескоп), такой абажур висит сейчас в экспозиции ГЦСИ, он был сделан художником Тимофеем Радя и каждую зиму украшает фонари на одной из центральных улиц города. И вот появляется этот абажур, потом осень на деревьях, потом еще и еще. И вдруг картинка ожила. На фото как раз этот этап.
А дальше, когда уже начался просмотр, я стояла, смотрела на работы других участников и поглядывала на свою и понимала, что красный с черным как-то совсем не о космосе. А вот голубой, красный, черный - очень даже. И в последний момент ввела в работу серо-голубой цвет. Таким комикс я и показала и после того, как Ульрике заключила, что работа готова, я со спокойной душой передала ее ГЦСИ. Вместе с работами других участников мой комикс будет представлен на выставке в образовательном пространстве ГЦСИ (не знаю, правда, когда). Сфотографировать работу в законченном виде я забыла, так что поверьте на слово, что с голубым цветом смотрится удачнее.
Вот такой получился опыт. Так я волновалась, что не справлюсь, а в итоге так загорелась комиксом, самой идеей комикса, распробовала что-то особенное в отношениях между текстом и картинкой, так что и не знаю теперь, как дальше жить и не рисовать комикс.
Напоследок покажу несколько фотографий с иллюстрациями Ульрике. На мастер-класс она привезла много своих зинов и книжек с комиксами и все их можно было смотреть и трогать и фотографировать.
Стилистика очень похожа на линогравюру, возможно, она и есть.
На фото ниже мне понравилась идея. Такое впечатление, что это прямо тетрадка и резинкой что-то было стёрто. Но это специально сделано и напечатано в типографии.
И внутри там картинки тоже с такими интересными карандашными эффектами, размазыванием, растушевыванием, не видела такого раньше.
Общее фото на память :) Ульрике так спряталась, что и не поймешь, кто здесь преподаватель.
Мне и еще некоторым (самым стойким))) участникам Ульрике подарила зины со своими комиксами и памятной надписью. А я всю дорогу домой переживала, что не подготовила подарок для Ульрике.