Современное искусство. Взгляд научного сотрудника.

Sep 14, 2024 12:35





В музее Вадима Сидура



Прошла неделя и окончательно созрела для поста о моём интересе к современному искусству.

Сначала история моего инсайта. В музее на первом этаже сейчас расположена экспозиция «Удивительное путешествие озорника», которую создала Анна Титова используя фонды музея. С этого началось мое знакомство с музеем. Открывает эту выставку фотоколлаж во всю стену, где перемешались фотографии из мастерской скульптора и из Перово, где ныне существует музей. Екатерина рассказала, что фото в мастерской было сделано во время посещения группой иностранных ученых. Так получилось, что Сидур дружил с физиками-ядерщиками. Запомнилось только имя Гинзбурга. И они привели к нему коллег из США. А тем очень понравилась скульптура Голова Эйнштейна. Законопослушные граждане сделали официальны запрос в министерство культуры о покупке скульптуры. Предложили очень хорошие деньги за неё - 15 тыс. рублей. Министерство культуры, по словам Екатерины, было в шоке от этого предложения. Искусство Сидура на родине не признавалось и не выставлялось. После истории с портретом Солженицына, для него закрылась даже возможность зарабатывать при помощи иллюстраций в книгах и журналах. Запрос проигнорировали, покупку не одобрили.

Когда несколько позже на экскурсии встал вопрос, как же тогда удавалось жить художнику, чем он зарабатывал на жизнь, Екатерина, рассказала, что он жил за счет надгробий. И делал он их опять же в том числе и физикам. Например, Игорю Тамму (нобелевский лауреат) и Александру Фрумкину на Новодевичьем.

И вот это всё дало мне толчок, чтобы задуматься почему для меня так притягательно именно современное искусство. И у меня родилась метафора. Современное искусство - это как формулы. Их понимаешь с первого взгляда, если погружен в эту тему и автор не стал мудрить с обозначениями. Но чаще всего чтобы понять формулу, надо её расшифровать - понять что обозначают все её части, а потом понять почему эти части собрали именно так, что по дороге выбросили за ненужностью... Ведь переход к формуле от реального явления это всегда упрощение и выделение главного. И когда это удается сделать, это всегда маленькое чудо... Ведь не всегда удается найти достаточно правильную закономерность в хаосе окружающего нас мира...

Вот и хорошее современное искусство иногда позволяет очень четко увидеть только главное, отбросив всё ненужное... И да, для этого зрителю надо порой напрячься... Но я всегда любила решать задачки и находить смысл в том, что на первый взгляд кажется бессмысленным. И кайф от такого процесса мне  знаком и понятен...

В классическом искусстве для меня это сделать сложнее, наверное, из-за обилия деталей и соблюдения канонов красоты... или я до этого ещё не доросла :)



тот самый фотоколлаж



Та самая голова Эйнштейна. Воплощение изменчивости и относительности :)

Я, музей, культурная программа

Previous post Next post
Up