Невозможно писать историю отдаленных эпох, поскольку у нас недостаточно источников, и невозможно писать историю новейшего времени, поскольку у нас слишком много источников.
Шарль Пеги
Революция 17 года безусловно является ключевым событием в истории России и не удивительно, что и 100 лет спустя, она вызывает огромный интерес не только у историков, но и у всех способных мыслить людей...
Красное колесо революции...
Понятно, что революция была во многом предопределена событиями до 17 года, и закончилась она не в 17... Александр Солженицын попытался ограничить свой роман-эпопею «
Красное колесо» во времени с августа 1914 по апрель 1917, выделив 2 действия и 4 узла.
Спектакль в ЦАТРА ограничен во времени ещё сильнее - на все про все меньше 3 часов, поэтому осталось только самое-самое узловое и ключевое.
Начинается все с сентября 1911 - с убийства Столыпина.
Неожиданно к Петру Столыпину приблизился Богров и выстрелил из браунинга дважды...
Завершается все отречением Николая в марте 1917.
"Всё кончено, государь отказался от престола и за себя и за наследника Алексея Николаевича в пользу брата своего Михаила Александровича..."
А между этими узлами ещё множество других лиц и событий, которые тоже можно признать ключевыми или как минимум претендующими на это....
Будущий вечно живой...
И вот на этом историческом материале получился замечательный, необычный, очень интересный спектакль. Первая его изюминка - место действия. Все зрители и актеры помещаются прямо на сцене большого зала, благо размеры позволяют. Вторая особенность - минимум декораций. Практически вся обстановка сцены состоит из огромного стола и лампы над ним, иногда возникают еще некоторые предметы, плюс проецируются видео и фото на задник. Но оказывается этого минимума вполне достаточно, чтобы понять в каком месте находятся герои. Зато именно на героях сосредотачивается всё внимание зрителей. Меня особенно поразил эффект двух теней в сцене разговора Ленина с Парвусом.
Эффект света и тени в разговоре Ленина и Парвуса.
Говорят артисты без микрофонов, в этом есть свой минус - не всегда всё слышно, но зато весь зал сидит не шелохнувшись, боясь пропустить что-то важное. Для меня спектакль пронесся одним единым потоком, который захватывает тебя на все время действия и не отпускает. А закончилось действо торжественным проездом по большому кругу сцены, когда тебе дают возможность на собственном примере на короткое время физически почувствовать, каково это попасть в колесо истории... у дочери при этом был эффект, что это не она поехала, а стены стали вращаться вокруг нее...
И конечно же после спектакля мы не могли не провести сравнительный анализ этого спектакля и «
Нечистой силы» по роману Пикуля, т.к. оба спектакля практически совпадают по времени и месту действия, но акценты в них разные, так что в итоге они отлично дополняют друг друга!
Спасибо ЦАТРА за отличный вечер! За приглашение спасибо проекту
МосКультура и сообществу
moscultura, а так же лично Антону (
ehidna_mau).
Все фото из ЖЖ Антона Охотникова. У него есть два отличных фоторепортажа по этому спектаклю, хотите больше картинок, сходите по ссылкам (
1,
2).