Прочитал
о похищении Леонида Развозжаева и вспомнил свои пытки.
Первый раз мне досталось по голове практически сразу же после задержания. Трое фейсов били ладонями по ушам. Ставили голову к стене - руки за голову - ноги шире - еще шире. Удары. В итоге скорая помощь, больница.
Выбивали нужные сведения об организации
акции.
Потом были тюрьмы, суды. Ничего хорошего. В России одно нахождение в тюрьме - уже пытка. Помню, как гнила кожа.
И, конечно, все это время разговоры: сознайтесь, раскайтесь, пойдете на свободу. Но никто не раскаялся. Все мы заявили, что правда за нами.
Приговор.
Потом этап.
Про него я уже давно писал подробно.
В лагере, в карантине, били сутки. Уставали и сменяли друг друга. Иногда выбрасывали меня на ступеньки и я тоже типа "отдыхал". После этого в туалет не мог ходить неделю.
Про "психологическое давление" даже не говорю. Сколько было высказано угроз, обещаний - всего и не вспомнить. В какой-то момент привыкаешь их вообще не замечать.
Так прошли полтора года.
Сколько мне тогда было? 19 лет. Наивный студент. Сопляк еще на самом деле. Но вытерпел. Потому что была идея. И когда вышел, все равно продолжил. Потому что идеи кулаками не выбиваются. Потому что уверен в правоте. Ни за какие деньги такого терпеть не будешь.
Самое сложное в этом - даже не физическая боль. А невозможность ответить. Схлестнуться честно.
Пишу не для поднятия "личного рейтинга". В конце концов, я не самый железный в этом плане - вон Максим Громов намного железнее.
Просто занимаясь оппозиционной борьбой в России, надо быть всегда готовым к тому, что окажешься у стенки с руками за спиной.
И поэтому иногда грустно видеть, как в лидеры стремятся люди, никогда даже в отделении не ночевавшие. Где гарантии, что они не "сознаются" в работе на инопланетян, не сдадут всех товарищей и не запишут на камеру обращение к народу: "Расходитесь по домам"?
На всякий случай - я сейчас не про Развозжаева говорю. Все его обстоятельства еще неизвестны. Да и уверен, что с ним работали серьезные ребята.