Выставка Тициана в Пушкинском музее. Заключение

Jul 14, 2013 22:16

Вчера снова ходила на выставку -теперь с мужем, чтобы ему рассказать обо всех своих открытиях.
Ну и чтобы еще раз посмотреть на не раскрывшуюся для меня с первого раза Данаю.
И в этот раз я испытала такое сильное чувство, глядя на эту картину, что с трудом от нее оторвалась.
Но чувства так сложно описывать - сейчас ведь напишу пару кривоватых предложений и все. А как передать то, что испытала, не знаю.
В этот раз я была более свободна телом - мне не давила на плечо сумка. И я по рекомендации Л.М. в первую очередь сконцентрировалась на своих телесных ощущениях.
Мое внимание в картине снова притянул к себе живот Данаи - мягкий, живой, свободный, теплый, дышащий. Дышится сразу животом глубоко. Тут чувственности невероятное количество. И воздух плотный, как перед грозой. И кусок этой грубой ткани - как земля. Ткань лежит такими складками, как располагают сады и огороды на склонах холмов. И это земля, жаждущая влаги. И это женщина, жаждущая слияния с мужчиной. Но непросто слияния. А слияния с продолжением.
Воздух ощущается настолько плотным, что кажется, что там на картине  есть кто-то еще, незримый. Тот, кто появится на свет в результате этого слияния.
Идея плодородия земли и чадородия женщины. Идея зачатия.Зачатия не просто человека, но полубога.
Это не мысль, выведенная логически, глядя на картину и анализируя детали, из которых она сложена.
Это чувство, которое захватывает меня даже сейчас, когда я пишу, почти не глядя на картину, лишь изредка поглядываю на нее, листая вкладки браузера. И оно такое удивительно мощное, что и тогда и сейчас я не знаю даже, как из него выходить.
Я не знаю, как объяснить какие-то детали на картине, исходя из этого чувства. И я не уверена, что нужно это делать.
У меня есть опыт сильного чувства от соприкосновения с картиной.
Но у меня нет ощущения полной ее разгадки. И в этом, видимо, и заключена сила искусства.

...
По поводу "Венеры и Амура". Таки еще раз прочитала, что пишут искусствоведы на выставочном стенде. Две дамы и сама Венера в образе граций. Одна из граций - Диана, и она же целомудрие (та, которая с луком разумеется). Вторая "грация" - Сладострастие. Венера с украшениями из жемчугов и рубинов уравновешивает в себе любовь божественную и любовь чувственную.
Я никак не могу понять, каким образом такое объяснение может хоть что-то прояснить??? по-моему, оно может только еще больше запутать. Удивительный образец наведения тени на плетень, когда сказать что-то надо, а чтО говорить - непонятно. А рубин на плече целомудрия можно вообще игнорировать, я уж молчу по красный шарф. Неудивительно, что подобные пояснения никак не способствовали раньше моему интересу к искусству. Там же нет сути, а лишь какой-то набор слов. "экое наукообразие!" - как любил говаривать в таких случаях наш препод по физике в универе.

...
Про Тициана вообще. Я очень рада, что первый мой сознательный выход в музей пришелся именно на выставку его картин. Очень жизнелюбивый, жизнеутверждающий, очень живой художник. Я чувствую необычайный прилив силы после встречи с его произведениями. Волшебно.

P.S. Заглянула одним глазком к Прерафаэлитам. Там саааавсем другие настроения. И я даже призадумалась, а готова ли я воспринимать,а  следовательно и испытывать те чувства, которые они выражали? достанет ли у меня сил не тащить эти чувства за собой в свою жизнь?

мое восприятие искусства

Previous post Next post
Up