Оригинал взят у
nikotorix в
О Книге Премудрости Иисуса, сына СираховаОдной из святых обязанностей любое христианина во время Великого Поста является максимально глубокое изучение Священного Писания. Поэтому мне очень захотелось привести здесь цитаты из одной замечательной части Ветхого Завета -
Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова.
По-моему, это уникальный сборник советов для счастливой жизни на земле (особенно много ценного относительно общения с людьми). Причем язык книги очень простой и доступный.
Историческая справка об этой Книге из "Толковой Библии" преемников А. Лопухина:
"Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова написана после заключения еврейского канона священных книг Ветхого Завета, принадлежит небогодухновенному лицу и относится к числу неканонических книг Ветхого Завета.
В греческих списках библейского текста (александрийском, синайском, Ефрема Сирина) она надписывается: «Премудрость Иисуса, сына Сирахова», каковое наименование перешло и в наши славянский и русский переводы. В Ватиканском списке: «Премудрость Сираха». В Вульгате: «Екклезиастик». Наименования: «Премудрость Иисуса, сына Сирахова» и «Премудрость Сираха» указывают на писателя книги, а «Екклезиастик» - на церковно-учительный характер ее.
В отличие от других неканонических книг, писатели которых остались неизвестными, писатель настоящей книги называет себя иерусалимлянином Иисусом, сыном некоего Сираха (L:29; LI:1). Из текста книги видно, что это был человек, по тому времени очень образованный, - особенно богословски, - обладал практическим опытом, много путешествовал и изучал нравы людей.
Время происхождения книги не может быть установлено с непререкаемою точностью. На основании содержания L главы можно догадываться, что писатель книги был современником иудейского первосвященника Симона Первого, названного Праведным и жившего при Птолемее Лаге, ок. 290 г. до Р. X. Внук писателя и переводчик его книги с еврейского языка на греческий жил, - предполагают, - при Евергете I, правившем ок. 247 г. до Р. X., и сделал свой перевод книги около 230 г. до Р. X. (см. пролог книги перед греческим и славянским текстом).
Содержанием книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова, служит учение о премудрости божественной в ее проявлениях в мире и человеке, и о богодарованной мудрости человеческой в применении к различным обстоятельствам и случаям жизни человека.
Независимо от неканонического происхождения книги, общее содержание последней издревле считалось глубоко-поучительным для тех, кто ищет уроков мудрости и благочестия. Отцы Церкви нередко пользовались выражениями премудрого сына Сирахова как подтверждением своих учительных мыслей. В 85 апостольском правиле юношам советуется изучать «Премудрость многоученого Сираха». В 39 пасхальном послании св. Афанасия Александрийского книга Премудрости Иисуса сына Сирахова назначается для поучительного чтения оглашенным. Св. Иоанн Дамаскин называет ее «прекрасною и очень полезною» книгою".
А теперь, собственно, цитаты из Сираха, которые больше всего пришлись по душе лично мне. И кое-где небольшие вкрапления моих мыслей об этой книге.
Сколько ты велик, столько смиряйся, и найдешь благодать у Господа (3:18).
Кто любит опасность, тот впадет в нее (3:25).
Вода угасит пламень огня, и милостыня очистит грехи (3:30).
Кто воздает за благодеяния, тот помышляет о будущем и во время падения найдет опору (3:31).
... не давай человеку повода проклинать тебя; ибо, когда он в горести души своей будет проклинать тебя, Сотворивший его услышит моление его (Сир. 4:6-7).
... спасай обижаемого от руки обижающего и не будь малодушен, когда судишь (Сир. 4:9).
Не удерживай слова, когда оно может помочь (Сир. 4:27).
Не стыдись исповедывать грехи твои и не удерживай течения реки. Не подчиняйся человеку глупому и не смотри на сильного. Подвизайся за истину до смерти, и Господь Бог поборет за тебя. Не будь скор языком твоим и ленив и нерадив в делах твоих (Сир. 4:30-33).
При мысли об умилостивлении не будь бесстрашен, чтобы прилагать грех ко грехам и не говори: «милосердие Его велико, Он простит множество грехов моих»; ибо милосердие и гнев у Него, и на грешниках пребывает ярость Его. (Сир. 5:5-7).
Живущих с тобою в мире да будет много, а советником твоим - один из тысячи (Сир. 6:6).
Боящийся Господа направляет дружбу свою так, что, каков он сам, таким делается и друг его (Сир. 6:17).
Не проси у Господа власти (Сир. 7:4).
Пред собранием старших не многословь, и не повторяй слова в прошении твоем (Сир. 7:14).
Всею душею твоею благоговей пред Господом и уважай священников Его. Всею силою люби Творца твоего, и не оставляй служителей Его. Бойся Господа, и почитай священника (Сир. 7:31-33)
(От себя: Причем не уточняется, что только тех, которых считаешь достаточно благочестивыми по субъективным критериям. Почитание священника как слуги Божия - это неотъемлемая часть Богопочитания).
Не укоряй человека, обращающегося от греха: помни, что все мы находимся под эпитимиями (Сир. 8:6).
Не разжигай углей грешника, чтобы не сгореть от пламени огня его (Сир. 8:13).
Не открывай всякому человеку твоего сердца, чтобы он дурно не отблагодарил тебя (Сир. 8:22).
Не одобряй того, что одобряют нечестивые: помни, что они до самого ада не исправятся (Сир. 9:15).
Не умничай много, чтобы делать дело твое, и не хвались во время нужды (Сир. 10:29).
Не хвали человека за красоту его, и не имей отвращения к человеку за наружность его (Сир. 11:2).
Прежде, нежели исследуешь, не порицай; узнай прежде, и тогда упрекай (Сир. 11:7)
Не спорь о деле, для тебя ненужном (Сир. 11:9).
Прежде смерти не называй никого блаженным; человек познается в детях своих. Не всякого человека вводи в дом твой, ибо много козней у коварного (Сир. 11:28-29).
Делай добро смиренному, и не давай нечестивому: запирай от него хлеб и не давай ему, чтобы он чрез то не превозмог тебя; ибо ты получил бы сугубое зло за все добро, которое сделал бы ему; ибо и Всевышний ненавидит грешников и нечестивым воздает отмщением. Давай доброму, и не помогай грешнику (Сир. 12:5-7).
Не верь врагу твоему вовек, ибо, как ржавеет медь, так и злоба его: хотя бы он смирился и ходил согнувшись, будь внимателен душею твоею и остерегайся его, и будешь пред ним, как чистое зеркало, и узнаешь, что он не до конца очистился от ржавчины; не ставь его подле себя, чтобы он, низринув тебя, не стал на твое место; не сажай его по правую сторону себя, чтобы он когда-нибудь не стал домогаться твоего седалища, и ты наконец поймешь слова мои и со скорбью вспомнишь о наставлениях моих. Кто пожалеет об ужаленном заклинателе змей и обо всех, приближающихся к диким зверям? Так и о сближающемся с грешником и приобщающемся грехам его: на время он останется с тобою, но, если ты поколеблешься, он не устоит. Устами своими враг усладит тебя, но в сердце своем замышляет ввергнуть тебя в яму: глазами своими враг будет плакать, а когда найдет случай, не насытится кровью.Если встретится с тобою несчастье, ты найдешь его там прежде себя, и он, как будто желая помочь, подставит тебе ногу: будет кивать головою и хлопать руками, многое будет шептать, и изменит лицо свое (Сир. 12:12:18).
Не поднимай тяжести свыше твоей силы, и не входи в общение с тем, кто сильнее и богаче тебя (Сир. 13:2).
Не будь навязчив, чтобы не оттолкнули тебя, и не слишком удаляйся, чтобы не забыли о тебе (Сир. 13:13).
Кто зол для себя, для кого будет добр? И не будет он иметь радости от имения своего. Нет хуже человека, который недоброжелателен к самому себе, и это - воздаяние за злобу его (Сир. 14:6)
(От себя: Когда я после этого читаю в листовках и брошюрках из Почаева, что хорошо пообзывать себя последними словами после того, как впадешь в грех (именно пообзывать себя), мне хочется эти листовки-брошюрки порвать и выкинуть. При всем почитании Почаева как святого места это к его святости никакого отношения не имеет. Потому что до праведного самоукорения отцов-подвижников мы не доросли (ИМХО), а такие "духовные опыты" в исполнении большинства мирян приводят разве что к унынию и неврозам).
Не говори: «ради Господа я отступил»; ибо, что Он ненавидит, того ты не должен делать. Не говори: «Он ввел меня в заблуждение», ибо Он не имеет надобности в муже грешном. Всякую мерзость Господь ненавидит, и неприятна она - боящимся Его (Сир. 15:11-13).
Никому не заповедал Он поступать нечестиво и никому не дал позволения грешить (Сир. 15:20).
Прежде, нежели почувствуешь слабость, смиряйся, и во время грехов покажи обращение (Сир. 18:21)
(От себя: Именно во время... Даже если не можешь остановиться и не согрешить, само сожаление, само стремление обратиться очень ценно для Бога. Об этом необходимо постоянно помнить, чтобы не унывать).
Гораздо лучше обличить, нежели сердиться тайно; и обличаемый наедине предостережется от вреда (Сир. 20:1).
Суди о ближнем по себе и о всяком действии рассуждай (Сир. 31:17)
(От себя: Вот это лично мне довольно тяжело было понять. Вроде и Ветхом, и в Новом Заветах говорится о том, что одному человеку грешно становиться судьей над другим (если, конечно, Бог прямо не ставит его судьей). Поэтому уместно будет, наверное, посмотреть толкование. "Толковая Библия" преемников А. Лопухина рекомендует сопоставить этот отрывок с Мф. 7:12: "Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки". Ну, так уже яснее:))
Без рассуждения не делай ничего, и когда сделаешь, не раскаивайся (Сир. 32:21).
(От себя: Покаяние и раскаяние в Православии - не одно и то же. Самый распространенный пример - Иуда (Искариот) и Петр. Раскаялся (и потом удавился) Иуда Искариот. Раскаяние = отчаяние. Покаялся отрекшийся от Христа Петр, который искупил свой грех. Покаяние = метанойя, деятельная перемена ума человека).
... ни на кого не налагай лишнего и ничего не делай без рассуждения (Сир. 33:30).
... не полагайся и на ровный путь; остерегайся даже детей твоих. Во всяком деле верь душе твоей: и это есть соблюдение заповедей (Сир. 32:24).
... ни сыну, ни жене, ни брату, ни другу не давай власти над тобою при жизни твоей (Сир. 33:19).
Насмешливый друг то же, что ярый конь, который под всяким седоком ржет (Сир. 33:6).
.... от советника охраняй душу твою и наперед узнай, что ему нужно; ибо, может быть, он будет советовать для самого себя (Сир. 37:8).
Не советуйся с недоброжелателем твоим и от завистников твоих скрывай намерения (Сир. 37: 10).
Держись совета сердца твоего, ибо нет никого для тебя вернее его; душа человека иногда более скажет, нежели семь наблюдателей, сидящих на высоком месте для наблюдения. Но при всем этом молись Всевышнему, чтобы Он управил путь твой в истине (Сир. 37:17-19).
Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его,и от Вышнего - врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими (Сир. 1:4).
Не предавай сердца твоего печали; отдаляй ее от себя, вспоминая о конце (Сир. 38:20).
Всякий подарок и несправедливость будут истреблены, а верность будет стоять вовек (Сир. 40:12).
Благотворительность, как рай, полна благословений, и милостыня пребывает вовек (Сир. 40:17).
В устах бесстыдного сладким покажется прошение милостыни, но в утробе его огонь возгорится (Сир. 40:32).
Лучше человек, скрывающий свою глупость, нежели человек, скрывающий свою мудрость (Сир. 41:18).
Не стыдись вразумлять неразумного и глупого, и престарелого, состязающегося с молодыми: и будешь истинно благовоспитанным и заслужишь одобрение от всякого человека (Сир. 42:8).
На самом деле, в Библии и, в частности, в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, есть все, что нужно для личного успеха. Конечно, я имею ввиду подлинный и праведный успех. Бывает и такой).