Джай Уттал: По следам бродячих музыкантов

Sep 23, 2010 17:10



Джай Уттал поет бхаджаны с детьми

Попав в калифорнийский дом Джай Уттала, можно увидеть более 20 музыкальных инструментов. Он рассказывает о каждом - однострунный бенгальский эктар и пятиструнное безладовое банджо, жужжащая танпура и напевающая сопрано 12-струнная гитара. «Каждый инструмент имеет свою мелодию, каждый воспроизводит свой мир, из которого пришел» - объясняет Джай.

Как и его коллекция инструментов, репертуар Джай Уттала обширен, включая в себя многое - от рока до пения Рамаяны, древнего индийского эпоса, который он положил на музыку и исполнил с детским хором города Чикаго. Один из его почти десятка альбомов, «Весь мир есть Рама» (Mondo Rama, 2002) соединяет бразильские мотивы, блюз индейцев Аппалачи, психоделию в духе 60-х, а также традиционную индийскую музыку и бхаджаны. Джай выступает со своей группой, «Оркестр Языческой Любви» (Pagan Love Orchestra), привлекая аудиторию любителей йоги и культуры Нью Эйдж.





Джай Уттал поет киртан на калифорнийском Bhakti Fest 2010

Он жил в Индии среди баулов, бродячих уличных музыкантов штата Бенгалия. Проводил киртаны в разных странах, от Израиля до Фиджи. Пел со знаменитыми музыкантами и простыми людьми, без особых музыкальных талантов. Для Джая - это и есть признак киртана. «Иногда киртан утончен и роскошен, иногда - грубый, деревенский. Все это киртан. Сердце киртана - молитва, повторение мантр, имен Бога. И намерение - петь и ликовать. Это может быть пение на двух скрипучих нотах или изысканная классическая рага. Пение это, крик или плач - все во славу Господа».
Джай рос на Манхэттене, с семи лет осваивал фортепиано, затем банджо старого стиля, фисгармонию, гитару. С детства он был музыкантом-экспериментатором. В 18 лет поехал в Калифорнию, изучать традиционный индийский вокал под руководством легендарного Али Акбар Хана. Вокал для индийского музыканта не просто пение. Это передача некой тонкой вибрации, трансляция расы - настроения или эмоционального томления, воспринимаемого слушателем на уровне собственной души. «Еще подростком я чувствовал это, тогда еще неосознанно, что вся моя музыка должна быть направлена на внутреннее исцеление, поиск целостности» - говорит Джай. В 19 лет он отправляется в Индию. Как и для многих людей его поколения, это путешествие изменило его жизнь. Он встретил своего гуру, Ним Кароли Баба. Учитель по йоге, еще до встречи с гуру, уже дал ему санскритское имя Джай Гопал, так что, как шутит Джай: «мне не досталось приставки Дас», намекая что и профессор Рам Дас, и певцы Кришна Дас, Бхагаван Дас и Шьям Дас были также учениками Махарадж-джи. У стоп гуру он почувствовал дух бхакти - любви к Раме, Хануману, Кришне.



Еще одним опытом, повлиявшим на его жизнь, было погружение в духовно-экстатическую музыку баулов. «Еще до поездки в Индию, среди пластинок с индийской классической музыкой, у меня был диск Уличные певцы Бенгалии. Эта запись так меня вставляла, что я решил разыскать баулов».
Трудно определить происхождение названия «баул», одна из версий - от санскритского слова батул - опьяненный божественным опытом. Особая каста бродячих музыкантов, они поклоняются преимущественно грозной Богине Кали, культ которой распространен в Бенгалии (хотя конечно, как и большинство индуистов, могут воспевать имена любых Божеств). Иногда среди них можно встретить людей действительно сумасшедших, иногда - настоящих мистиков, носителей своеобразной «безумной мудрости». Джай рассказывает, как он поехал в Шантиникетан, городок в Западной Бенгалии, где, как он слышал, можно встретить баулов.



бенгальские баулы

«Несколько дней я спрашивал в округе, но никого не нашел. Однажды я сидел в чайной забегаловке, и туда зашел пожилой человек, одетый в сшитое из разноцветных лоскутов дхоти, на ногах у него были браслеты из колокольчиков. В одной руке он нес однострунный инструмент, а в другой - барабанчик. Он играл и выпрашивал у посетителей монетки. После этого я пошел за ним. Он привел меня на небольшую мелу - тусовку людей. На импровизированной сцене была целая семья, все сидели, кроме главного певца, который танцевал. На полу сидели все бабушки и дедушки, и маленькие дети, все поколения, играли на тарелочках и подпевали ему. Это было потрясающе. Когда я рассмотрел внимательнее певца, оказалось, что это Лакшман Дас Баул, один из двух певцов-баулов, чьи фото я видел на обложке одного из альбомов Боба Дилана!» Джай познакомился с ним, а потом и с другими. «Мы очень подружились с одним чуваком, Бадьянатх Дас Баулом, который начал приходить к нам домой и давать нам уроки четыре раза в неделю. Мы не знали бенгальского, а он английского, но при этом прекрасно общались через музыку, пение, чай, чилум, чапати, и пробование разных музыкальных инструментов». Джай играл с баулами и путешествовал с ними. «Я написал несколько песен в стиле баулов, но с английскими словами, и исполнял для них. Какое роскошное и прекрасное время было! Музыка баулов проста, но полна страсти. Слова очень метафоричны, образы деревенские, грубые. Но их интонации просто вскрывают, прорываются через крышу небес».

Это отрывок из моего обзора (авторского и по материалам зарубежных статей) о западных певцах бхаджанов "Мантры на всех широтах", который будет опубликован в сети в октябре.

гандхарвы, калифорнийский индуизм

Previous post Next post
Up