Больше чем полчаса думал я такую мысль - какой из советских двигателей, применявшихся на транспорте, наиболее дебилен по конструкции? Большой пердитель судов на подводных крыльях
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C-400_(%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C) или мелкий пердунец автомобилей ЗАЗ?
(о нем читать, например, это) И вдруг в конце 1959 года на завод пришло неожиданное известие: фирма Volkswagen предъявила претензии к патентной чистоте оппозитного мотора! Кошкин до сих пор не знает, действительно ли немцы пронюхали про скопированный двигатель, или это была «утка» со стороны НАМИ с целью пропихнуть в производство свой мотор. И все же из Москвы потребовали срочно оснастить Запорожец совершенно иным двигателем - НАМИ-965В. И это - меньше чем за год до пуска завода!
Мотор НАМИ-965В - тоже воздушного охлаждения. При том же рабочем объеме (746 см³) четыре его цилиндра были расположены не оппозитно, а V-образно - и оснащены вытяжным вентилятором.
Кошкин удивленно вздымает брови:
- Я пришел в ужас: как можно рекомендовать такой мотор? Эта схема худо-бедно подходила для «стационарок» (например, чтобы крутить генератор), но не для автомобиля. А из НАМИ отвечают, что оснастили мотор балансирным валом - чтобы уравновесить силы инерции второго порядка. Мелитопольцы были в шоке: нужно менять все оборудование!Температура в третьем и четвертом цилиндрах была около 100°С (они охлаждались хорошо), а в первом и во втором поднималась до 270°С. Под нагрузкой цилиндры коробились, а в результате - задиры и заклинивание поршней. Испытатели мудрили с диаметром вентилятора, устанавливали под капотом разнообразные дефлекторы, упорядочивающие воздушный поток, но тщетно: прогары поршней, задиры, обрывы клапанов... В итоге пришлось менять конструкцию самого поршня: его сделали более «мягким» - чтобы он мог «подстраиваться» под цилиндр. Источник
https://quto.ru/journal/articles/kak-rozhdalsya-gorbatyy.htmИ склонился к мнению, что МеМЗ все-таки дебильней, потому что в начале 70х его похерить и сменить на приличную конструкцию можно было с меньшим геморроем, чем эту сволочь М-400.