Как я попала в газету «Труд-Байкал»…
Никогда не пришла бы туда сама. Неееет. Почему-то считала, что не смогу писать тексты для такой газеты (ни особого таланта у меня, ни опыта, и тд и тп). Ни за что бы сама не пришла. К тому же, эти байки на журфаке про «великого и ужасного» Комарова… Нет, сама - ни за что.
А ведь пришла почти сама.
Это был сентябрь 2004 года. Я училась на третьем, кажется, курсе журфака. Написала текст для одного городского журнала. Редактор дала номер телефона и сказала позвонить - мол, там внештатники нужны, задание дадут, напишешь что-нибудь... Я тогда была шибко охоча до заданий - хотелось научиться писать.
Позвонила. А там Людмила Васильевна. Поговорили о чем-то. Дала задание сходить в музей на выставку и написать репортаж. Сходила, написала, не зная для какой газеты.
Потом мы встретились с Людмилой Васильевной возле танка и она повела меня в редакцию газеты «Труд-Байкал». О том, что это редакция именно этой газеты, я узнала, когда пришла туда. Была ли я в ужасе? Не знаю, что меня удержало, и почему я в страхе не сбежала оттуда…
Я пришла со своим горе-репортажем, который написала на листках формата А4. Долго набирала текст на компьютере. Как приговора ждала, когда Алесей Викторович прочитает и что-то скажет.
Алексей Викторович прочитал, посадил меня рядом и часа два редактировал текст. Разбирая его по предложениям, по фразам, по словам. Проверяя на вес каждое слово. Объяснял. Задавал наводящие вопросы. Учил.
На это ушло не меньше двух часов.
Я в тот вечер ушла из редакции потрясенная на всю голову. Для меня это было настоящим открытием - такая работа редактора. Потом-то я поняла, что именно так и должен работать настоящий редактор. (Но где сейчас таких найдешь?)
И так было с каждым моим текстом. Комаров редактировал, а я, видя итог, говорила себе - ведь именно это я и хотела написать, и почему же я сразу так не написала? И откуда Комаров знает, как я хотела написать???
Я почему об этом сейчас вспомнила… Со вчерашнего дня вспоминаю Комарова и газету «Труд-Байкал».
Нынче тружусь выпускающим редактором в информагентстве. И вот есть текст коллеги. Большой текст на очень хорошую, интересную тему. От таких тем дух захватывает, слюни текут. Такие темы не терпится отработатать, написать, чтобы это было вкусно, чтоб потом еще много-много раз перечитывать текст и самой себе улыбаться.
И вот есть текст... Я читаю его и в очередной раз понимаю, что я плохой редактор. (Да и вообще у меня амбиций то никогда, признаться честно, не было таких - быть редактором). Читаю текст и думаю, что лучше самой написать, чем чужое редактировать. Честное слово, лучше 20 раз самой написать…
Одно дело - новости редактировать, а тут - большой текст на хорошую тему. Которую я бы сама не сказать с каким удовольствием сделала… А тут - редактировать надо.
И я думаю, что никудышный я редактор. Что проку самой этот текст править, переписывать, переделывать… Настоящий редактор учит. Как Комаров. По фразам, по словам, по буквам…
А я редактировать не люблю. Я писать люблю.
И меня этот текст второй день удручает. В силу особенностей работы в информагенстве нельзя позволить потратить несколько часов на редактирование текста с участием его автора. Новости - такие новости: вечно все горит, всё надо срочно, не хватает рук, ног, времени… Ломать систему? Аха… Скорее она сломает тебя: махнешь рукой и пойдешь дальше.
Сколько же надо терпения, усилий, желания работать с чужим текстом? Желание - главное слово. Желание тратить время, желание объяснять, желание учить… Подавляющее большинство редакторов правят тексты сами, а автор видит результат уже на газетной полосе. Ибо желания у большинства редакторов нет - тратить время, объяснять, учить…
Вот я и говорю - никудышный я редактор. Ибо желания нет. Или терпения… Или еще чего-то...