Виктор Кротов о детской литературе

Jun 16, 2010 00:55



Не знаю, как вас, дорогие друзья, но меня детская литература волнует.
Думаю, наше будущее зависит не только от политической/экономической составляющей, но, прежде всего, от того, какими вырастят дети.
Видимо, под влиянием этих мыслей использую любые возможности, чтобы поговорить с детскими писателями.
Интервью с Виктором Кротовом уже размещала - http://eyange.livejournal.com/83623.html, но это интервью было чужим, да и касалось оно философии творчества. Мне удалось поговорить с Виктором о детской литературе, и сегодня я представляю новое интервью.


- Вы по образованию математик, и, в то же время, «профессия» сказочника вполне для Вас органична. Видела Вашу рекомендацию - прочесть книгу Джанни Родари «Грамматика фантазии». Читала её, помню, что Родари дал совет желающим сочинять сказки: «Учите, как следует, математику!» Видимо, Вы тоже так считаете. Какие нити связывают сказку с математикой?
- Не думаю, что сказочник непременно должен изучать математику. Сам я к математике, которой давно не занимаюсь, отношусь с большой признательностью. Непростое обучение на мехмате (да ещё и до него, в математической школе № 52) очень хорошо прочистило мне мышление. Это позволило мне направлять его в те стороны размышлений и творчества, которые были для меня наиболее важными. Такую же роль для другого может сыграть другая наука или какой-то требовательный к человеку вид искусства.
Но математика способствовала моим занятиям философией, и расположенность к абстрагированию, к выделению в каждом явлении главного определила моё пристрастие к притче, к притчевой основе сказочного жанра.

- Знаю, что Ваши сказки -  «Червячок Игнатий и его друзья», «Божья коровка Пятнашка» неоднократно переиздавались. Чем нравится Вам жанр сказки? Почему именно он доминирует в Вашем творчестве?- Что жанр этот доминирует в моём творчестве - не совсем точно. Правильнее сказать, что это наиболее известный читателям из тех жанров, к которым я привержен. Но я этому рад, и от любви к сказке не отрекаюсь.
Сказка кажется мне очень важным способом передать своё представление о жизни, не сковывая себя рациональными границами. Сказка может донести метафорическими путями то, о чём скучно рассуждать (а тем более внимать рассуждениям). Особенно это важно для педагогического взаимодействия с ребёнком. Вне сказки иногда просто невозможно сказать ему о каких-то главных вещах, сказать о которых необходимо. Сказочная педагогика, которую я стараюсь пропагандировать среди родителей и воспитателей, действует мягче и мощнее многих привычных методов воздействия взрослого на ребёнка.

- Как происходит зарождение и появление на свет Ваших сказок?
- По-разному. Чаще всего это начинается с потребности выразить какую-то важную вещь или откликнуться на задевшее меня явление. Тогда начинается - сознательно или подсознательно - поиск образа, метафоры для нужной мысли. Затем важно заставить эту метафору действовать. Часто я пишу сказку-крошку, в которой не больше ста слов, а потом, если хочется развить этот образ, выращиваю её, насыщая дополнительным действием, подробностями, подбирая нужную интонацию.

-Какие темы, по-вашему, должна поднимать детская литература XXI века?  Или то, что надо ребёнку, уже написано?
- Дело не только в темах, хотя и об этом я скажу. Гораздо важнее тот язык изложения и восприятия, который присущ сегодняшнему поколению. Важных истин не так много, но в каждом времени они осмысливаются заново, на языке сегодняшних представлений. Взрослым, не утруждающим себя поиском нужной пищи для ребёнка, кажется, что можно «кормить» его исключительно тем, что им, взрослым, запомнилось по собственному детству. Это не так.
Что касается новых тем, они возникают непрерывно. Отношение к инвалидности, проблема лёгкости мимолётных отношений, развод родителей, наркомания, поиск призвания, потребительство, вера и религия… Многое можно назвать как сегодняшние актуальные темы. Можно ли их освоить с помощью литературы девятнадцатого и даже двадцатого века?..

- В общем кризисе книгоиздательства детская литература переживает свой кризис. Как Вы считаете, с чем он связан?
- Прежде всего, с недальновидностью издателей, с отсутствием заинтересованного, вибрирующего участия в проблеме детского чтения, с непониманием того, что нужно делать для детей и родителей, каких писателей искать, какие книги пропагандировать, как помогать развиваться начинающим писателям.

- Говорят, писать для детей - сложнее всего. Видимо, потому, что дети тонко чувствуют фальшь, любят динамику и не терпят менторского тона. Как, по-вашему, нужно писать для детей? Какой главный критерий хорошей детской книги?
- Хорошая детская книга - это притча на все времена, рассказанная для сегодня. Она должна быть написана понятным и вкусным языком, должна говорить образами, которые интересно обсуждать (тогда она будет и подспорьем для семейной педагогики). Пусть она будет о созидании, а не о разрушении, - или о победе созидания над разрушением.
Хорошая детская книга играет с ребёнком и не только развлекает, но - увлекает. Она работает на развитие - опережает, но не намного. Показывает обстоятельства и даёт навыки решения проблем, приучает думать самому, учит ориентироваться в жизни.
Чтобы детская книга работала как следует, она должна нравиться самому взрослому, от которого получает её ребёнок. И, наконец, пусть она будет оформлена картинками, которые ребёнку интересно разглядывать.

- Какова роль литературных конкурсов в писательском деле? Нужно ли в них участвовать? Помогут ли они начинающему писателю обратить на себя внимание издателей?
- Беда в том, что современные российские конкурсы, как правило, ориентированы на определённую сложившуюся «литературную тусовку». Ни от одного из них не возникает ощущение справедливого подхода к участникам. Издателям они «помогают» чисто коммерчески - позволяя опираться не на талант, а на регалии. Автору же могут изрядно навредить, дезориентируя его в дальнейшем развитии и приучая угадывать, что понравится жюри.
Но я не скажу, что не нужно в них участвовать, особенно молодым писателям. Если человек будет пользоваться творчеством как провокацией к творчеству, как побуждением писать, но будет знать понимать истинную цену конкурсных лавров, - почему бы и нет?

- У Вас вышли книги: «Учусь сочинять. Как стать писателем хотя бы для самого себя», «Пиши по-своему. Для самых начинающих писателей». Сейчас модно давать советы начинающим писателям. Почему Вы обратились к этой теме? Какую цель ставили?
- Я глубоко уверен, что письменная речь - это важнейшая сторона существования для любого человека. Человек пишущий - это необходимая ступень развития. «Написать свою книгу» (так называется главная из моих книг о литературном творчестве) может и должен, в принципе, каждый человек. Хотя бы о своём личном жизненном опыте, чтобы он не исчез бесследно. Кто из пишущих людей станет писателем, то есть пишущим что-то, интересное многим другим, - это другой вопрос. Моя цель - помочь человеку научиться писать лучше, чем получается само собой. Если ему нужна эта помощь. Потому что многим вещам нельзя научить, но можно научиться.

Виктор Кротов, 5.6.10



интервью, книги, автор, детский писатель, дети, Елена Янге, проза

Previous post Next post
Up