Слышала, что до 19 века Снеговиков боялись. Затем общественное мнение развернулось на 180 градусов, и снежных человечков стали считать добрыми ангелами. То ли «сарафанное радио» поработало, то ли отмашку кто дал, но Снеговиков лепили около каждого дома, и на «ухо» им шептали желания. А чтобы желание исполнилось, снежных людей всячески ублажали - укутывали в шарфы, вместо носа вставляли морковку (чтобы урожай был лучше), ставили на голову ведро (как ни странно - символ достатка).
Вспомнила сказку Андерсена «Снеговик». Одинокая собака, рассказывающая о том, как хорошо греться у печки, и Снеговик, глядящий на печь через заснеженное окно. Собака вспоминала о тёплом и сытном детстве, а Снеговик чувствовал скрытое беспокойство. Когда снег растаял, на месте Снеговика лежала кочерга - именно вокруг неё накрутили снежные шары. Вот, откуда шло беспокойство! Видимо, кочерга, как и одинокая собака, тоже стремилась к печи.
Говорят, Снежная Баба - русское достояние, впрочем - Снегурочка тоже. Наши предки считали, что снегами и метелями повелевают женские духи. Видимо, неслучайно появилась Зимушка-Зима. Она и снежком укутает, и морозца поддаст - и впрямь, как женщина.
Дед Мороз - фигура парадная, это он раньше по полям бегал, да путников морозил. Сейчас подобрел, домишком обзавёлся, стал выполнять представительские функции. А Зимушка-Зима с капризами не рассталась. Всё у неё под настроение - то гололедицу устроит, то сосулькой огреет, то снежной кашей накормит.
Моя Снежная Фрося
Первую Снежную Бабу я соорудила в четыре года. Конечно, не одна - с папой. Помню, что в детсаду готовился предновогодний утренник, и мне было поручено прочесть стихотворение:
Вместе со Снегурочкой встанем в хоровод.
Ах, какой чудесный Праздник Новый год!
Стих я выучила быстро, но Снегурочку представить не могла - то ли раньше не видела, то ли прошлогоднюю забыла. По дороге из детсада завела разговор - дескать, кто такая Снегурочка, как она выглядит? Папа рассказал, что по одной из версий она - внучка Деда Мороза, по другой - ожившая снежная девочка.
- Давай сделаем снежную девочку! - тут же предложила я.
- Ну, что ж, - сказал папа. - Попробуем!
Мы зашли домой, папа порылся в шкафу, заглянул на кухню и что-то положил в сумку. Наскоро перекусив, мы вышли в парк, который находился за нашим домом. Погода была чудесная, снег - липкий, в парке горели фонари. Через некоторое время всё было готово: три больших шара, снежные колбаски-руки, картошки вместо глаз, нос-морковка, старая мочалка - косы, полусъеденная молью шапка. - Как тебе? - спросил папа
- Это и есть Снегурочка? - удивлённо спросила я.
- Да, нет - не похожа! Скорее, Снежная Баба, - сказал папа. - Давай назовём её Фросей.
- Ладно.
Фросю мы навещали чуть ли не каждый день, и каждый день замечали перемены - на её руках появились варежки, драную шапку сменил яркий платок, в глазах-картошках появились зрачки, на белоснежном платье - цветные пуговицы, а на концах мочалки - розовые банты. Видимо, наша Снежная Баба вызывала симпатии.
Фрося нравилась мне всё больше и больше. Я с ней разговаривала, лепила игрушки, отряхивала снег с бантов, приносила конфеты. Но однажды, после внезапной оттепели, Фрося исчезла. Она оставила после себя кучку тряпья, мочалку, и несколько пуговиц.
- Куда она подевалась? - заплакала я.
- Наверное, поднялась на небо, - ответил папа.
- Зачем?
- Чтобы исполнить твоё желание.
- А я его не загадала-а-а!
- Ой, Алёнушка, виноват - забыл про одну вещь!
- Какую?
- Сделав Снежную Бабу, ей надо обязательно рассказать о своём желании!
Папа собрал тряпки и, выбросив их в ближайшую урну, добавил:
- В следующий раз не забудь!
И, честно скажу: я не забыла. Каждый год я леплю Снежную Бабу и рассказываю ей о своих желаниях.
И что удивительно, они исполняются!