Есть у меня потрёпанная книжка - «Тайны веков» (М. «Молодая гвардия», 1977). Её подарила знакомая, разбиравшая библиотеку своей мамы. В сборнике - загадочные факты, предположения, версии, однако самым интересным для меня является предисловие гл.редактора ж-ла "Техника молодёжи" Василия Захарченко.
Речь в нём идёт о восприятии информации. Рассуждения автора настолько близки, что я решила выложить в пост отдельные мысли.
Учёные подсчитали, что великий Леонардо да Винчи за всю свою жизнь мог получить информации в три раза меньше, чем сегодняшний рядовой студент. И что интересно, основной поток информации вливается в человеческое сознание в детском возрасте. До десятилетнего возраста ребёнок получает 75% всей информации, которую получит за всю жизнь, включая учёбу, работу, естественное стремление к знаниям.
Возникает вопрос: не будет ли человечество раздавлено информацией, поступающей по всем каналам связи? Здесь открываются особенности, значение которых понимается не всеми. Человека нужно подготовить к восприятию как реальности, так и самого невероятного.
Для восприятия информации необходимо развивать романтику.
Она нужна, чтобы зажигать сердца в наш сухой, математизированный век; нужна, прежде всего, детям. Романтику восприятия надо не подавлять, а всячески поощрять. В связи с этим - одна история.
Рационально настроенная учительница воспитывала детей в духе современного реализма.
- Волк не смог бы проглотить бабушку и Красную Шапочку, - говорила она. - А Конёк-Горбунок не мог летать по воздуху.
К чему привело такое воспитание? В детях убили романтику необычного, таинственного.
Через несколько лет те же ребята постоянно ставили под сомнения очевидные факты.
Например, при рассказе об особенностях сна акул один из учеников вскочил и закричал:
- Акул не бывает!
- С чего ты взял?
- Я их не видел!
Каково? Он их не видел - значит, их не может быть!
Какую же информацию надо воспринимать, и как это делать? Автор считает, что необходима не констатация фактов, а создание своеобразного «эффекта присутствия». Этот эффект возникает тогда, когда восприятие сопровождается романтикой личного участия.
И здесь таинственное, неразгаданное, удивительное является самым энергичным аккумулятором восприятия.
Тайны греческого огня, наскальных рисунков, загадочных знаков, создание первого самолёта… подхлестнут воображение и заставят потянуться к знаниям. И так без конца! Новые тайны порождают новые стремления, а дальше - новые дороги и неизбежный путь к себе.