Михаил Врубель. Иллюстрация к стихотворению Лермонтова "Пророк"
Как говорится, одно за другое зацепилось. Зашла на ютьюб, наткнулась на список 10 картин, проданных дороже 50 млн.долларов, увидела, что среди них три картины Ван Гога. Решила посмотреть кое-что о Ван-Гоге. Открыла видеоролик искусствоведа, который сказал примерно следующее: большинство художников пишут картины, а в уме делают расчёты - за сколько продать, кому…. И эти мысли сводят на нет всю работу. Далее следовали примеры нынешних и почивших художников. Затем фраза, смысл которой в следующем - только картины, написанные в возвышенном состоянии души, и есть настоящее искусство. Это состояние - особое, оно сродни проповедям. Им владели единицы - в том числе, Ван Гог и Михаил Врубель.
Далее по цепочке. Нашла и прослушала лекцию о Врубеле, его необыкновенной технике - будто бы он видел готовую картину, и наносил контур штрихами (как в своё время переводили через кальку) - и услышала фразу, взятую из письма Врубеля к сестре: "Всякое настоящее дело требует на известный срок... беззаветности, фанатизма от человека".
Задело.
Словосочетание "возвышенное состояние" легло на сердце, насчёт фанатизма задумалась. Хорош ли он в творчестве?
С одной стороны, плюс. Ведь фанатизм - полная поглощенность идеей..., страстность, жертвенность. С другой - минус, ведь фанатизм - слепая приверженность делу, идеологии, религии..., а все мы знаем, к чему это ведёт.
Вот и возник вопрос: должен ли быть фанатизм в творчестве - нужен ли он?