Юрий Никитин "Как стать писателем"

Apr 27, 2011 23:28

Книгу Юрия Никитина «Как стать писателем» прочла дважды. Сделала себе дайджест, затем - два супердайджеста. Один посвящён книге вообще, другой - советы писателям. Итак, последний - в том порядке, как говорил/писал автор.

-  Концовки глав надо отделывать особенно тщательно.

-  Не подменять живую ткань стерильным чистописанием.

-  Запоминаем правило, которое вам поможет делать текст ярким и выразительным: ключевое слово всегда ставится в конце фразы.

-  Вычеркнуть длинное и занудное объяснение, без которого и так все понятно.

- Не подстраивайтесь под общее мнение, не подстраивайтесь! Большинство всегда не право.

-  Надо еще коснуться важнейшей особенности нашей психики. Увы, наша память отбирает для запоминания не умное, а почему-то эмоциональное. Умничать надо так, чтобы слушали.

-  Сообщение о событии - это журналистика, показ события - литература.


-  Мера романа - это не виртуозный язык, как вам прожужжали ухи знатоки, а сдвиг характера. То не роман, где герой каким пришел на первую страницу, таким и ушлепал.

-  Самое важное для произведения - идея.

- Великое правило Лихтенберга: если твое немногое не представляет ничего оригинального, то выскажи его, по крайней мере, оригинально.

-   Помните, для кого пишете. Говорите с ним на его языке.

-  Книга должна давать плоды, то есть сеять разумное, доброе, вечное. Или же разрушать неразумное, недоброе и сиюминутное. Более того, ее должны прочесть как можно больше людей. Потому свои идеи надо подать не только умно, но и в яркой, увлекательной форме.

Поучать, развлекая. Иначе не получится. Иначе можно только развлекать, а это уже не литература. Клоунада-с!

-  Пока не вычистите до блеска и не обнародуете свою гениальную вещь…  ее все еще нет. Не существует. Пока в продаже нет книги - вы не писатель.

-  Привычная фраза: «Он взял свои рыцарские доспехи и долго шел с ними по длинному залу королевского дворца к выходу» . Эти две фразы, связанные союзом «и», называются, как уже сказал выше, предложением-нематодой. Абсолютно плоские, как ленточные черви, фразы. Дабы фразу спасти, ей надо придать объем. То есть сказать то же самое, но бросать взгляды с разных точек.

-  В литературе все нужно не в лоб, а некими хореографическими танцами пчел.

-  Кто-то из великих сказал: «Одному правилу следуй упорно: чтоб словам было тесно, а мыслям просторно». То есть вычеркивай к такой матери те слова из уже написанной фразы, без которых можно обойтись.

-  «Кто слишком усерден в малом, тот обычно становится неспособным к великом». Это сказал Ларошфуко, и хотя не о литературе вовсе, но очень к месту и здесь. Да, опыт показывает, что умельцы языка абсолютнейшие импотенты, когда касается дело создания главного, чем сильна литература - образов!

-  Писатель должен описывать ощущение от меча, а не сам меч!

-  Кому нужна точность - пусть читают справочники, энциклопедии. Литература - это впечатление!

-  Все жанры хороши, кроме скучного.

-  Излишняя детализация вообще раздражает, как четко видимая тюремная решетка. Все эти точности, которые «знатоки профессий» требуют от писателя, практически всегда неминуемо приведут произведение в могилу.

-  Одно из обязательных требований литературы - не отождествлять себя с героем.

-  Благополучный герой - неинтересен. Наверное, потому, что мы сами не совсем… благополучные, потому и герои должны быть, мягко говоря, понятны нам. Близки.

-  Слова-сорняки удобно убирать, когда «не пишется». Все равно ведь время идет, текст стоит, как примерз, а взгляд скользит по строкам, абзацам, там и сям цепляется за шероховатости.

-  Украшательства чаще всего вызваны малограмотностью автора. Старайтесь ее хотя бы не показывать!

-  Абсолютная истина: ни один талантливый автор не бывает потерян! Ни одна яркая рукопись не отвергается… навсегда.

- Ваша задача: волновать сердца, исторгать слезы, делать людей лучше и чище. Взволнуете ли техническим справочником?

-  Писателю противопоказано слабое здоровье и расшатанные нервы.

-  Кто-то успел сорвать куш на воспевании дерьма, но теперь ситуация обратная: мы все в шкафу с дерьмом. По уши, и некому сказать: не гони волну. Самое время распахнуть дверь в Доброе, Чистое, Светлое.

-  Крамольно такое говорить, но литература пока что не создала лучшего жанра, чем реализм.

-  Пишите ясно и просто. У Гомера, Шекспира и всех-всех, кто вошел в классики, - ясный язык, четкая манера изложения, яркие образы и никакой работы «для себя», все - для читателя!

-  Пока вы еще не авторы, пока пробиваетесь - сетевые публикации как раз для вас, но то, что идет в печать, в Сети появляться не должно.

-  Не злоупотреблять причастными и деепричастными оборотами. Деепричастный оборот - всего лишь уточнение, бывает необходимым, но чаще всего показывает беспомощность автора, который все время уточняет, поправляет сам себя.

-  «Величайшее умение писателя - это уметь вычеркивать». Брамс или Достоевский?

-  Какие слова убираю я, литейщик с мускулами? По крайней мере, стараюсь убрать вот это все стадо: был, было, была, были, он, его, ее, их, мой, моя, мои, все, это, уже, однако, вдруг, внезапно, ибо, только, что-то, который, которые, которая…

-  Современного человека уточнения ВСЕГДА раздражают. Это малограмотным в дореволюционной Руси надо было долго объяснять, но нам - не надо.

-  «А я так вижу!» В этой фразе есть нечто глубоко хамское, оскорбляющее тех, для кого предназначена. Сейчас время профессионалов, которые УМЕЮТ. Мне нужно, чтобы это увидел я - читатель или зритель! Чтобы увидел ярко, образно, чтобы меня впечатлило, чтобы я разрыдался, рассмеялся, сопереживал и таким образом окатарсился, очистился, возвысился.

-  Конфликт заложен вообще в самой основе жизни. Так что, если вы придумали красивую тему, идею, образы …, не спешите переносить это на бумагу или в файл, пока не придумаете и не продумаете саму суть конфликта.

-  Как ни грустно это признать и как бы это ни хотелось, но все же скажем правду: юмор героическому характеру противопоказан. Не зря говорили древние греки: трагедии - для благородных, комедии - для рабов. Юмор практически весь основан на снижении образа, на разоблачении героических реалий.

-  У нашего народа всегда романтика преобладала над разумом. Литература наша изначально была ориентирована на сеяние доброго и вечного. Конечно, все мы с жадностью читали западную гниль, в каждом из нас гнильца и даже гнилья выше крыши, но, когда и отечественные авторы пошли по западному пути и начали своих героев сталкивать лбами в борьбе всего лишь за трон и жратву, наши читатели ощутили дискомфорт, перестали брать такие книги.

-  Все мы знаем по опыту, что утверждение гораздо сильнее воздействует, чем отрицание. Собачники знают, что бесполезно собакам, прямым и честным существам, кричать: «Не ходи туда!», «Не кусай этого человека!», «Не гуляй по проезжей части!», а надо сказать просто: «Ко мне!» или «Стоять», «Сидеть», «Лежать»…. В литературе нельзя говорить: «…тут не было никакого леса», иначе читатель тут же увидит этот самый проклятый лес.

-  Внешность надо давать как можно скорее, а то любой читатель все равно как-то ее представит.

-  Надо раз и навсегда позабыть про всякие рейтинги, особенно рейтинги в Интернете.

- На писателях - огромнейшая ответственность за судьбы - да-да, без хи-хи! - человечества, за выбор его путей. Вы формируете будущее человечества. Каким вы его создадите, таким и будет.

-  Завершая длинный экскурс, заверяю снова, что куда бы ни пошли, но придется принимать духовность литературы как обязательное условие. Любая бездуховная, то есть, где нет высоких устремлений, где человек так или иначе не совершенствуется, не очищается, не поднимается по ступенькам к Истине, просто обречена на забвение.

книги, автор, ликбез, знания, литературная мастерская

Previous post Next post
Up