Литературные штампы

Nov 21, 2010 00:38

Редакторы, критики и даже читатели любят искать штампы. Порой кажется, что этот поиск сродни сбору грибов. «А заглянем сюда… - наверняка спрятался, голубчик!» И если спрятался/найдут, тут же вычёркивают и разводят руками: «Ну, батенька, это - графоманство!»
Встретила статью «Штампы - «за» или «против»» http://zhurnal.lib.ru/b/bioversum/stamps.shtmlRead more... )

автор, ликбез, русский язык, литературная мастерская

Leave a comment

Comments 49

(The comment has been removed)

eyange November 20 2010, 23:07:35 UTC
Понятно, конечно. Спасибо за комментарий.
И я о том же. "Вкусно" писать, мало кто умеет. Кажется, и слова обыкновенные, и штампы есть, а текст - живой, каждая строчка за душу цепляет, а как это сделано, не поймёшь/не увидишь. Словом, мастерство.
Обыденные вещи сложнее всего описать. Видимо, такой текст - показатель. Подумалось: художники не зря начинают учиться с простых натюрмортов. Сможешь нарисовать так, чтобы ожило, иди дальше.
А выпендрёж тут же виден. И словоблудие тоже.

Reply


my_smi November 20 2010, 22:29:41 UTC
У того же автора есть парочка прекрасных уточнений (правда, в другой статье):
*1) "Правила придумали, чтобы их нарушать! (с)"
2) "Гений, это человек, который просто не знал, что так нельзя. (с)"*
Я очень не люблю сюжетные штампы, а речевые переношу совершенно спокойно.
Впрочем, сюжетных штампов иногда просто невозможно избежать:)
Литературное произведение - вещь комплексная и любая разбалансировка отдаётся жутким диссонансом. Имхо, писАть надо как рассказывать. А уж если возникает необходимость "поиграть словом", то делать это надо в таком объёме и так "быстро", чтобы читатель опомниться не успел:)

Reply

писАть надо как рассказывать eyange November 20 2010, 23:10:58 UTC
Рада вас видеть! О гении только что поговорили. Вот только акцент не сделали, что гении внутренне свободны. Им наплевать, что "так нельзя" - есть направление, идут через "нельзя".
Отлично сказано:
"А уж если возникает необходимость "поиграть словом", то делать это надо в таком объёме и так "быстро", чтобы читатель опомниться не успел".

Reply


lana_1909 November 21 2010, 07:23:16 UTC
Согласна с последней цитатой.
Не надо изобретать велосипед. Новослова, нововыражения... Иногда за их избытком теряешься, не видишь главного.
Поэтому "оригинальность" слишком уж тонкая штучка.

Reply

eyange November 21 2010, 10:35:28 UTC
Видимо, правы те, кто говорят: будь собой и пиши, как будто рассказываешь. А мастерство рассказчика растёт благодаря расширению собственного кругозора и тренировке ясно (и интересно) выражать свои мысли.

Reply


inna_kriksunova November 21 2010, 08:27:31 UTC
Убеждена, что все идет от мышления. Если мышление автора стандартное, обыденное, примитивное, то и его творения будут восприниматься так же - как бы он ни изощрялся.

А если мышление у автора яркое, незаурядное, заставляющее читателя думать, то даже если автор кое-где и будет использовать литературные штампы, то читатели этого даже не заметят :))

Reply

eyange November 21 2010, 10:42:16 UTC
Согласна.
У незаурядного писателя и хлеб вкусней, и песни звонче/душевней, и цветы в тексте пахнут. Эмоциональное воздействие идёт от души и от умения выразить то, что видишь. Аналогично у художников, композиторов.... Видимо, внутренняя суть человека и есть ключ к успеху. Если пусто в душе, то как ни изощряйся, никого не заденешь, за собой не поведёшь.

Reply


dobroeutro_lsa November 21 2010, 08:42:37 UTC
"В погоне за оригинальностью порой можно настолько обособиться в своей индивидуальности, что она окажется никому не нужна".
Надо будет подумать об этом на досуге, применительно к себе...
...
Спасибо Вам за этот пост. Всегда приятно у Вас учиться.
...
Ещё подумал, что я гоняюсь за оригинальностью у других. Я ищу её, но нахожу слишком мало. Потому в последнее время и читаю литературную "альтернативу". Люблю "бешеный креатив".

Reply

dobroeutro_lsa November 21 2010, 08:45:06 UTC
В продолжение этих мыслей:
Мне кажется в любом произведении должен быть вызов. "Вызов" это то слово, которое разрушает слово "Штампы".

Reply

eyange November 21 2010, 10:47:29 UTC
Сергей Анатольевич, мыслю интуитивно, поэтому ловлю первую реакцию. Прочтя слово "вызов" применительно к тексту, поняла, Вы правы. Только степень вызова, его эмоциональная окраска может быть разной. За одним вызовом - ярко выраженное "Я". Дескать, смотрите, какой я - крутой, необычный, оригинальный. За другим вызовом - встряска. Она тормошит, заставляет проснуться, поглядеть на мир другими глазами.

Reply

dobroeutro_lsa November 22 2010, 06:41:35 UTC
Согласен.
Когда я готовлю рассылки, то обычно акцентирую вызов на "ТЫ"!
Не оригинален.
Самый наглый (мне очень не нравится) вызов на "ТЫ" делал Мирзакарим Норбеков. Надеюсь, что я веду себя интеллигентнее. :)

А, вообще, тему вызова в литературном произведении я предложил бы Вам развить. У Вас это получится лучше, чем у меня.

Reply


Leave a comment

Up