Кто-то сказал, что присущую русскому человеку смекалку трудно объяснить какому-нибудь иностранцу - нет этому явлению точного аналога в других языках.
Возможно, так и есть, я не проверял.
Конечно, у всех есть понятие "умный", но смекалка подразумевает особую гибкость ума в непременном сочетании с чувством юмора, позволяющую человеку строить отношения во враждебной среде и интуитивно находить выход из любой запутанной ситуации.
Но можно ли это свойство ума приписать собаке?
Видимо, да, судя по воспоминанию Александра Адабашьяна - одного из авторов идеи и сценария кинофильма "Очи чёрные" (Италия, СССР, США, 1987). Я этот фильм не смотрел - может быть, зря.
История одной собаки
Мы снимали картину, которая называлась "Очи чёрные".
Она снималась и в Москве, и в Костроме, и в Петербурге, и в Италии. И там по сюжету упоминается шпиц, с которым гуляла Анна Сергеевна...
Ассистент по реквизиту был петербургский, всегда не очень трезвый и всё время находивший этому объяснения: то у него болел зуб, то это лекарство...
Вот он приволок пса значительно больше шпица, уверяя, что с большим трудом купил его у какой-то бабули, уговорив её и обещав ей подарить фотокарточку Марчелло Мастроянни. Заплатил какие-то астрономические, по его рассказам, деньги.
И таким образом у нас появился этот пёс. В общем, для шпица он был великоват. Но мы посмотрели, что Лена Сафонова, игравшая главную роль, девушка крупная, и с маленьким пёсиком она бы выглядела в наше время немножко не так, как бы нам хотелось, так скажем...
Пса звали Яша. По крайней мере, так нам сказал этот человек. Впоследствии уже выяснилось, что этот пёс абсолютно дворняжный, с тяжёлой судьбой, вероятно, боевой. Но, тем не менее, пёс оказался в работе потрясающий.
Во-первых, он сразу понял, кто главный, и прибился к итальянской продюсерше, Сильвии Чекки Д’Амико. Ни Михалков, ни Мастроянни его не интересовали, он сразу понял, что в этой невысокой женщине весь смысл.
Снимался пёс потрясающе. Действительно, ни одного дубля из-за него не было испорчено.
Нужно было спать - он лежал. Сильвия его укладывала, гладила, и он лежал. Длинная сцена, панорама, потом какая-то актёрская сцена шла у Мастроянни с Сафоновой - пёс лежал не шевелясь.
Как он это всё понимал, не знаю. Видимо, перспектива прекрасного будущего, которое он уже подозревал, заставляла его усмирять свой нрав...
Постепенно у Сильвии он отъелся. Съездил в Кострому, потом съездил в Петербург. И потом он уехал в Италию, съёмки закончились там. И там же он и остался. Сильвия - она дочь очень известной сценаристки Сузу Чекки Д’Амико, автора, в частности, "Римских каникул", "Похитителей велосипедов", многих картин Росселини. В общем, такая гранд-дама итальянского кино.
Она очень властная женщина была. У них до этого жила какая-то собака, которая очень тяжело и долго умирала. И Сузу сказала, что больше у нас собак в доме не будет. То, что она говорила, было категорично. И когда появилась Сильвия с Яшей (у них была двухэтажная квартира), то бабушка ей сказала: на второй этаж, и чтобы я его не видела.
Яша сразу всё понял. Когда приходил с прогулки, он сразу бегом бежал на второй этаж. Но длилось это недолго...
Однажды гулявшая с псом бонна-филиппинка принесла его на руках, трясясь от ужаса, и сказала, что совершенно неожиданно он вдруг спрыгнул с тротуара на проезжую часть и попал под велосипед.
В травмах, помятый, ну, естественно, куда его тащить на второй этаж. Она его положила прямо в прихожей. Бабушка, при всей своей суровости, не чужда была и некоего человеколюбия, или собаколюбия, в данном случае.
Она подошла и первый раз его погладила. Пёс вяло помахал хвостиком, благодарно посмотрел.
Потом приходил ветеринар. И пёс в течение недели примерно лежал на диванчике.
Когда я примерно через три недели опять появился в этом доме, пёс уже валялся на первом этаже на диване уже у Сузу. На Сильвию он смотрел примерно так же, как на бонну, с ним гулявшую. Он переменил хозяйку. Он был ухоженный, он был мыт шампунем, от него пахло лучше, чем от хозяев в этом доме. Пёс прекрасно питался.
Потом я уехал. Прошло какое-то время, я опять оказался в Италии, пришёл к ним в гости. Пёс вроде меня не узнал, он никак не среагировал на мой приход. Там было много народу, все сидели за столом.
Все гладили Яшу, чем-то его кормили. Хозяева говорили: не надо его кормить. Яша скромно стоял: ну, не надо, так не надо. Но если давали, он съедал. А так ничего не просил. Чудно понимал по-итальянски все команды.
Мне предложили: а поговори с ним по-русски, может быть, он что-нибудь вспомнит. Я что-то ему говорил, называл какие-то имена, пёс никак не реагировал. И я решил, что всё, уже отрезанный ломоть.
Народ ещё оставался там, а мне нужно было уйти чуть пораньше, и в прихожей уже, когда я почти открывал дверь и выходил, ко мне подошёл Яша, покосившись на оставшихся в комнате, ткнулся мне носом в коленку и молча так стоял. Мол, ну ты ж пойми, ситуация. Я его погладил, он благодарно помахал хвостом и ушёл...
Вот так пёс выбрал шикарную неволю вместо вольной собачьей жизни в Петербурге.
Пёс прожил долгую счастливую жизнь. Он уезжал на отдых в Монтекатини, пил эти термальные воды. Всегда был ухожен, прекрасен. Вот такую судьбу, можно сказать, он выбрал себе сам. Потому что он всё сделал для этого. Он совершенно сознательно по жизни шёл к этому, выбрал эту судьбу.
Александр Адабашьян.
текст и картинка взяты из соцсети с названием "мордокнига" в русском переводе, которую власти почему-то посчитали нежелательной для упоминания
Оригинал записи и комментарии на
LiveInternet.ru