Большой текст, который ниже (под катом), был написан 31 августа 2010 и выложен на
u2020.ru (это такое веб-место для электронного правительства Св. обл., которое туда никак не переедет) 3 сентября.
Суть: 1) обобщение предложений заинтересованных людей по поводу ИННОПРОМа-2011 (сбор предложений был инициирован
pneverov во всех доступных веб-местах);
2) попытка не просто обобщить, а нарисовать контуры концепции, определить смыслы - что это и кому и зачем это нужно.
Такова уж моя волонтёрская сущность - понимать ОБЩЕЕ (и подсказывать тем, кто делает частное - как не потерять ОБЩЕЕ в конкретных проектах).
Прошедшие два месяца общественное пространство Екатеринбурга было занято всем чем угодно, только не подготовкой к Иннопрому, поэтому этот текст висел в моем жж в режиме закрытого доступа - чего палить хорошую вещь, когда в повестке совсем другие темы.
Но вот осенние бои отгремели, гражданское общество проявилось и усилилось, главные парни перетусовались, по новому-старому раскинулись, некоторые не снимая галстуков посетили Шанхай - и тема, преобразованная уже в "Евразия-ЭКСПО", всплывает в повестке всё выше с каждым днём.
Поэтому именно сейчас вниманию гражданского общества и больших руководителей предлагается
системообразующая,
обязывающая,
турбулентная эклектика в тексте
ИННОПРОМ 2011: что в нём главное и из чего он состоит.
1.
ИТОГИ ИННОПРОМа 2010
ИННОПРОМ 2010 показал (руководству страны), что руководство Свердловской области находится в авангарде нового модернизационного тренда и умеет оперативно организовывать эффектные мероприятия на актуальные темы.
ИННОПРОМ 2010 не принес значимого количества заключенных контрактов о внедрении новых технологий, коммерциализации научных разработок, инвестировании в стартапы.
В ИННОПРОМ 2010 не участвовали западные компании, которые могут быть поставщиками технологий, необходимых для перевооружения отраслей и модернизации российской промышленности.
Главной инновацией ИННОПРОМа 2010 стал сам ИННОПРОМ.
Это - успех, но успех неожиданный. В том смысле, что главным (и неожиданным) итогом стало спонтанно реализовавшаяся когнитивная технология взаимодействия между людьми - доверие вместо манипулирования.
В данном случае - возникло доверие между организаторами мероприятия и людьми, посетителями ИННОПРОМа (в том числе и прежде всего - в народный день).
Люди поверили.
Оказалось, людям не чужда тема модернизации и инноваций, они вполне «в тренде».
Атмосферу доверия люди оценили как реальную инновацию, какой она, по сути, и является. Доверие (особенно в системе отношений бизнес-власть-социум) - социальная и когнитивная инновация для России.
Доверие - главный успех ИННОПРОМа 2010.
2.
Что будет главной инновацией ИННОПРОМа 2011?
Очевидно, что атмосферу доверия необходимо «закрепить» за брендом ИННОПРОМ.
Доверие должно стать базисом. Но это уже не будет «инновация», в качестве каковой доверие проявилось на ИННОПРОМе 2010.
Необходимо развитие.
Чтобы понять направление развития ИННОПРОМа как инновационного проекта, рассмотрим его целевые аудитории и поймем, что они могут получить в результате своего участия в ИННОПРОМе.
3.
Целевые аудитории ИННОПРОМа и мероприятия в программе ИННОПРОМа, подходящие для решения их задач.
Целевые аудитории ИННОПРОМа Какие задачи решают на ИННОПРОМе Каковы их целевые аудитории Мероприятие в программе ИННОПРОМа, подходящее для решения их задач I. Промышленные компании Крупные российские компании - купить технологии для перевооружения (заимствование как основной путь модернизации);
- представить свои новые проекты руководству страны, руководству регионов, бизнесменам, населению («белая металлургия», новый реактор…);
- презентовать результаты внедрения заимствованных технологий;
- представить компанию как (мирового) лидера отрасли, передовика модернизации и инноваций - 1-ые лица страны;
- власти регионов;
- бизнес-среда;
- западные компании, заинтересованные в продаже своих технологий;
- пресса;
- люди - выставка технологий,
- форум Крупные западные компании - владельцы технологий - продать технологии в Россию (Украину, Казахстан, другие страны бывшего СССР) - крупные промышленные компании из России, Украины, Казахстана - выставка технологий,
- форум Средние промышленные компании - представить результаты модернизации и внедрения инноваций;
- заключить сделки по продаже своей продукции, произведенной с помощью внедренных заимствований и инноваций - B2B потребители их продукции - выставка технологий,
- форум Малые R&D компании; R&D подразделения крупных компаний - представить инновации - технологизированные и готовые к коммерческому использованию изобретения и открытия;
- изучить особенности спроса на свой новый инновационный продукт;
- заключить сделки по продаже своего инновационного продукта;
- привлечь инвестиции (только для малых R&D компаний) - потребители инновационной продукции;
- ученые;
- предприниматели;
- инвестиционные фонды разного типа - выставка технологий (возможно, специальная зона на выставке);
- форум II. IT и интернет бизнес Стартапы в начальной фазе - найти инвесторов - посевные фонды;
- бизнес-ангелы;
- венчурные фонды - Startup Point’ы и Startup Camp’ы;
- мастер-классы Успешные компании, выросшие из стартапов - представить продукт, производимый компанией: тиражируемое ПО; монетизируемый интерет-ресурс; приложения в соц. сетях;
- найти инвесторов на следующие проекты компании - B2B потребители продуктов компании;
- люди - пользователи продукта;
- бизнес-ангелы;
- венчурные фонды - форум;
- мастер-классы;
- Startup Point’ы Инвесторы в стартапы, фонды разных стадий Найти объект для инвестиций Стартапы на разных стадиях развития - форум;
- мастер-классы;
- Startup Point’ы и Startup Camp’ы III. B2C компании Уральские компании, производящие продукты и услуги для людей: пищевая, лёгкая промышленность; строительство; туризм, торговля, шоу-бизнес и т.д. - презентовать свои разработки и инновационные продукты;
- представить (и продать) людям вкусную еду, красивые вещи, удобное жилье, интересные маршруты путешествий, приятные принципы торговли - люди - потребители продуктов и услуг компаний;
- оптовые и розничные торговые компании - ВДНХ Урала IV. ВУЗы Университеты - продвинуть Университет как ключевое место подготовки инноваторов;
- продвинуть Университет как центр разработки инноваций в зоне своих ключевых тем и компетенций;
- закрепить за Университетом статус «кузницы» экспертов по актуальным темам;
- показать Университет как «образ жизни», определяющий вектор развития страны - люди;
- компании;
- органы власти - выставка технологий;
- форум;
- футурологический конгресс V. Органы власти Руководство страны - иметь выставку технологий и форум мирового значения;
- иметь площадку для подготовки Большого Инфраструктурного Мегапроекта, объединяющего людей, живущих в России;
- выбрать и начать реализовывать Большой Инфраструктурный Мегапроект - экспертные сообщества;
- люди - выставка технологий;
- форум;
- футурологический конгресс Руководство Свердловской области - привлечь инвестиции в экономику области;
- стимулировать перевооружение отраслей промышленности через заимствование технологий;
- создать и укрепить образ Свердловской области как интеллектуального лидера модернизации и инноваций;
- поддерживать атмосферу доверия в системе бизнес-власть-социум, получать позитивный контакт с жителями региона;
- представить свою работу руководству страны, упрочить положение «на хорошем счету» - инвесторы;
- руководство страны;
- люди;
- экспертные сообщества;
- бизнес - ВДНХ Урала;
- выставка технологий;
- форум;
- футурологический конгресс Руководство других регионов - привлечь инвестиции в экономику региона;
- стимулировать перевооружение отраслей промышленности через заимствование технологий - инвесторы;
- руководство страны;
- экспертные сообщества;
- бизнес - ВДНХ Урала;
- выставка технологий;
- форум;
- футурологический конгресс Руководство городов (муниципалитетов) - презентовать свой город (муниципалитет) как «умную, лояльную к жителям среду для жизни»;
- представить свою работу руководству страны и региона, упрочить (или создать) положение «на хорошем счету» - руководство страны;
- руководство региона;
- люди;
- эксперты - ВДНХ Урала;
- выставка технологий;
- форум;
- футурологический конгресс;
- конкурс на «самую лояльную к жителям среду для жизни» VI. Самое главное - люди Жители города, региона - увидеть что-нибудь интересное, полезное; развлечься;
- получить подтверждение, что объявленный курс на модернизацию (который их зацепил) действительно имеет место;
- почувствовать себя жителем успешного и важного региона;
- почувствовать себя жителем большой растущей мудрой страны;
- осознать себя; повысить самоуважение, самооцеку;
- увидеть свой город (регион, страну), открытым миру;
- увидеть будущее, сверить ценности - компании, производящие продукты и услуги для людей;
- руководство страны, региона;
- эксперты - ВДНХ Урала;
- выставка технологий;
- конкурс на «самую лояльную к жителям среду для жизни» Эксперты и экспертные сообщества - изучать и формировать тренды модернизации;
- изучать и формировать тренды развития различных отраслей;
- участвовать в постановке задач, разработке видения и обсуждении проектов модернизации России;
- предложить Большой Инфраструктурный Мегапроект - экспертное сообщество;
- руководство страны;
- руководство регионов;
- бизнес;
- инвесторы;
- люди - форум;
- футурологический конгресс;
- выставка технологий;
- мастер-класс «Уроки инноваторов» Люди творческих профессий Отрефлексировать региональную идентичность; изменения в мире, стране, городе; изменения в способах чувствовать и мыслить - люди;
- эксперты;
- инноваторы: ученые и предприниматели - арт-проекты,
- литературная премия «Аэлита» Интеллектуалы - получать новые идеи, открывать и вбирать новые смыслы;
- участвовать в мероприятиях, расширяющих кругозор и распространяющих новые идеи - эксперты;
- руководство страны и региона;
- инноваторы: ученые и предприниматели - футурологический конгресс;
- TEDx конференция;
- проект Печа-куча Дети и их родители Чтоб детям было интересно и познавательно - детский тематический парк
4.
Итак, мы выделили следующие мероприятия, которые могут стать составными частями проекта ИННОПРОМ в 2011 г.
4.1 Выставка технологий, разделенная на 4-5 ключевых разделов
Цели выставки:
- заимствование технологий для перевооружения промышленности;
- коммерциализация изобретений и открытий (превращение изобретений в инновации);
- представление достижений российских инноваторов;
- презентация перевооружения предприятий.
Как определить разделы:
Совместно с Deutsche Messe - оператором крупнейшей промышленной выставки-ярмарки в Ганновере сформировать 5 разделов ИННОПРОМа, выделив их из 13 разделов Hannover Messe.
Такая практика существует, Deutsche Messe проводит выставки, аналогичные разделам Hannover Messe в ряде стран, включая Россию. Например, в период 28.09 - 01.10.2010 в Москве будет проходить
Международная Промышленная выставка ITFM, состоящая из 4 разделов, 3 из которых соответствуют разделам Hannover Messe: IA - Industrial Automation; MDA - Motion, Drive & Automation; Surface Technology.
Для ИННОПРОМа надо договориться с Deutsche Messe об адаптации следующих разделов:
- MicroNano Tec (Applied Microsystems, Nanotechnology & Laser Technology)
- Energy (Renewable & Conventional Power Generation, Transmission & Distribution)
- Research & Technology Transfer
- Industrial Supply (Industrial Subcontracting & Lightweight Construction)
и
- Digital Factory (Integrated industrial software solutions - in particular for production and product development ).
Возможен второй вариант - сделать разделы в соответствии с 5 инновационными приоритетами Медведева. Иначе, если мы останемся только с разделами Ганноверской ярмарки, то не ясно куда, например, вставлять производителей медицинского оборудования или транспорт и логистику.
По-видимому, будет правильно параллельно прорабатывать оба варианта. На практике реализуется скорее всего некий третий - комбинированный - вариант.
4.2 Форум
Темы форума:
- темы основных разделов Выставки технологий;
- более общие вопросы осмысления и реализации модернизационных планов в России;
- социальные, гуманитарные и антропологические инновации;
- презентации проектов победителей Конкурса русских инноваций, включая мастер-класс «Уроки инноваторов».
4.3 Специальная зона на выставке для стендов малых R&D компаний
Не все из инноваторов (тем более, если они еще не коммерциализировали свои разработки) смогут позволить себе большие выставочные блоки. Поэтому необходимо разработать систему более плотной презентации инноваций на стендах, так, чтобы малые R&D компании могли позволить себе участие в выставке.
4.4 Startup Point’ы и Startup Camp’ы
Специальные мероприятия, характерные для IT-бизнеса.
Организуются инвесторами в IT-стартапы с целью выделения потенциально коммерчески успешных проектов.
Startup Point обычно проходит в течение 1 дня. Инвестиции по итогам могут не состояться, даже если и есть потенциально успешные проекты. Никто никому ничего не обещал.
Startup Camp обычно имеет более сложную конструкцию и предполагает, что инвесторы, организующие мероприятие, вложатся в 2-3 проекта на уровне посевного финансирования. Для этого инвесторы приглашают 8-12 понравившихся им проектов, заселяют их в дом-офис на 3 дня на полном пансионе. В течение этих дней команды стартаперов должны подготовить презентации своих проектов. По итогам презентации инвесторы отбирают те самые 2-3 проекта-счастливчика, которые сдержанно (по посевному) финансируются в течение месяца, проживая на полном пансионе в офисе, предоставленном инвесторами. По итогам месяца инвесторы решают, какие проекты надо закрыть, а какие имеет смысл финансировать дальше. Для этих проектов посевные инвесторы ищут финансирование следующего уровня - тут уже нужен бизнес-ангел.
После принятия решения о привлечении финансирования от бизнес-ангела стартап снимается с довольствия и переходит в режим обычной малой компании. Startup Camp завершен.
Организация Startup Camp’а более трудоемкий процесс, но реальной пользы от него больше. Имеет смысл так организовать работу, чтобы на время ИННОПРОМа приходилась сессия по презентации проектов, после которой останутся те 2-3, которые будут финансироваться.
В отличие от Startup Point’а - это будет настоящая игра на деньги. Больше азарта, больше вовлеченности, сильнее мотивация всех участников процесса.
4.5 Мастер-классы в IT-зоне выставки технологий проводят успешные предприниматели, инвесторы разных раундов инвестиций, стартаперы, поднявшие денег через Startup Camp на предыдущем ИННОПРОМе.
4.6 ВДНХ Урала
Главный инструмент поддержания атмосферы доверия между организаторами ИННОПРОМа и жителями города и региона. По сути, главная инновация прошедшего ИННОПРОМа 2010.
Необходимо теперь уже четко и осмысленно организовывать специально выделенную часть экспозиции выставки как ВДНХ Урала. Здесь ценны не инновационные изыски, а атмосфера «полноты системы» - у нас всё есть, чтобы жить хорошо.
ВДНХ нужна именно всеуральская. Действуя в соответствии с девизом «Соединять!» как осознанным новым смыслом Урала, Свердловской области необходимо выступить лидером и объединителем Урала.
Подробнее о новом смысле Урала см. здесь.
4.7 Футурологический конгресс
Перенести на площадку ИННОПРОМа футурологический конгресс, на котором обсуждаются идеи с горизонтом планирования 5-10 лет. Сейчас футурологический конгресс проводится ИНИОН РАН и спонсируется В.И.Якуниным.
Задачей футурологического конгресса должно стать определение Большого Инфраструктурного Мегапроекта, который своей красотой, мощью, амбициозностью объединит жителей России.
4.8 Конкурс на «самую лояльную к жителям среду для жизни»
Проводится между городами и муниципалитетами (вначале - уральскими, затем - российскими). Необходимо разработать справедливую систему критериев.
4.9 Арт-проекты
На ИННОПРОМ 2010 одним из самых заметных стендов была презентация Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Необходимо и далее поддерживать связь ИННОПРОМа с актуальным искусством.
4.10 Литературная премия «Аэлита»
Пишет Дмитрий
kodeam Кошелев: В Екатеринбурге проходит
ежегодный фестиваль научной фантастики «Аэлита», на котором присуждается старейшая (!) советско/россий¬ская премия в области научной фантастики. Немедленно переводите этот фестиваль на ИННОПРОМ! Ну а в рамках фестиваля - тут и книжная ярмарка, и встреча любимых авто¬ров с благодарной публикой... В качестве награды для победителя - право составлять сценарий для следующего ИННОПРОМа.
4.11 TEDx конференция, проект Печа-куча
Проекты по распространению идей. Реализуются на основании франшизы.
TEDx - конференция , на которую приглашаются выдающиеся спикеры, представляющие различные области знания. В течение 18 мин. каждый из них делится важной для него идеей - идеей, достойной распространения. Выступления спикеров доступны на сайте tedx.ru, лучшие из них на сайте ted.com.
Печа-куча (Pecha-Kucha) - более массовый формат интеллектуального и креативного общения.
Pecha-Kucha на японском обозначает звук беседы, «бла-бла-бла».
Неформальная конференция творческих людей, гибрид вечеринки и презентации, «интеллектуальное караоке», общение в формате thinking&drinking. Pecha-Kucha Night была придумана в 2003 г. живущими в Токио австрийцами Марком Дитхамом и Астрид Кляйн - как место встречи и общения молодых дизайнеров, где они могут публично презентовать свои работы.
Правила Печа-Кучи: каждое выступление состоит из 20 изображений, на представление каждого изображение отводится 20 секунд, в итоге общее время выступления составляет 6 минут 40 секунд. За это время и в таком формате участники вечеринки представляют свои проекты, рассказывают о том, что их волнует, тревожит и радует, делятся опытом.
TEDx и Pecha-Kucha Nights могут быть постоянно действующими проектами, развивающимися под брендом ИННОПРОМ. К примеру, частота Pecha-Kucha Nights в Москве - 1 раз в месяц. На каждой вечеринке выступают 8 расcказчиков. Каждая новая вечеринка собирает бОльшую аудиторию, чем предыдущая.
Чтобы эффектные шоу были готовы к ИННОПРОМу надо запускать проекты уже сейчас. И провести в течение года несколько разминочных сессий для обкатки.
4.12 Детский тематический парк
Например, реплика на французский
Futuroscope или франшиза мексиканского по происхождению проекта
KidZania.
В мире сейчас действует 10 центров KidZania (вот, например,
KidZania в Токио), последний из которых был открыт в Сеуле в феврале 2010 г. В этом необычном тематическом парке, созданном специально для детей и исключительно для них, предоставляется возможность выбрать себе карьеру по душе как минимум из 50 вариантов. В течение 30 минут дети могут попытать свои силы в любой выбранной профессии. Парки пользуются необычайной популярностью - билеты сюда забронированы на многие месяцы вперед. Городок KidZania построен в две трети реального масштаба и позволяет детям увидеть мир глазами взрослого.
Создание детского тематического парка KidZania в Екатеринбурге под эгидой бренда ИННОПРОМ позволит бренду постоянно встречаться со своими главными потребителями - активной частью населения, родителями детей в возрасте от 2 до 14 лет.
5.
Итак, рассмотрение целевых аудиторий ИННОПРОМа приводит к выводу о разнообразии необходимых мероприятий.
Это и должно стать основной инновацией ИННОПРОМа 2011.
Проведение отдельной выставки-ярмарки по типу Ганноверской ярмарки вряд ли даст яркий результат в современных российских условиях. Чёткая структура может сработать только в линейных, прогнозируемых условиях. До таких далеко и стране, и миру, и Уралу, поэтому разделение мероприятий во времени и пространстве возможно только через несколько лет, когда ситуация приобретёт стабильные очертания.
Но сейчас, когда страна проходит через точку бифуркации, необходимо извлекать пользу из турбулентности - «перемешивания» мероприятий под зонтиком одного, но главного смысла. Соединять мероприятия в едином крупном проекте в режиме контролируемого хаоса. Степень плотности главного смысла должна зашкаливать.
По сути, ИННОПРОМ в ближайшие 3-5 лет сам должен стать одним из Больших Инфраструктурных Мегапроектов, обсуждение которых предполагается вести на одном из мероприятий, входящих в его программу - футурологическом конгрессе.
ИННОПРОМ, начиная с 2011 г., должен стать проектом международного значения.
Но с уральским акцентом.
Поэтому инновацию ИННОПРОМА 2011 можно определить как проявление сути Урала.
Организовывать ИННОПРОМ 2011 необходимо в соответствии с максимой
«Соединять!» - новый смысл Урала».