Под Парижем(Les catacombes de Paris)
Париж богат своими многочисленными музеями и выставочными залами, в том числе весьма специфическими, например, музей городской канализации. Лично у меня не было желания посетить его, а вот парижские катакомбы, я как любитель искусственных и естественных пещер, с удовольствием осмотрела.
Катакомбы представляют собой подземный лабиринт, протянувшийся на сотни километров под Парижем, причем экскурсионная часть его лишь 1,5 км.
Костехранилище было создано еще в конце 18 века, когда по просьбе жителей центр квартала в 1870 г было закрыто кладбище «святых невиновных» (Санта Инносент), самое важное в Париже, в связи с опасностью для общественного здоровья. Служба по защите парижских недр выбрала место - пещеры, расположенные в месте Томбе-Исуар (Tombe-Issoire). Они были созданы еще в средние века в связи с ростом города для добычи строительного материала, камня, из которого построено большинство домов и церквей в Париже. Затем катакомбы превратили в место для захоронения; сюда были перенесены останки с нескольких кладбищ из-за их переполненности в те времена.
С начала 19 века катакомбы становятся открыты для публики и вызывают всеобщее любопытство, привлекая многочисленных посетителей , в том числе знаменитых, например Фридриха I,императора Австрии, который посетил их в 1814 году и Наполеона III,который посетил их в 1860 г со своим сыном.
Теперь это музей. Он находится на улице Defert-Rocherau,1, это в центре города, примерно в 30 минутах ходьбы от Лувра.
На входе можно взять буклеты с информацией и схемой катакомб ( они предполагаются на 3 языках: французском, английском и испанском, но в реальности оставались только французские и немного испанских). Еще в музее существует экскурсия, но ведется она только на французском языке, даже не на английском, к сожалению.
Длинный спуск по винтовой каменной лестнице - и ты попадаешь под землю. По моим ощущениям, глубина составляла метров 50, хотя на самом деле 20 метров. На пещеры, в которых я бывала, это подземелье мало походило- пол длинного узкого коридора был вычищен, через каждые 6 метров висели лампы. Да и на лабиринт не очень похоже, так как мало ответвлений, а те, что попадались по пути - зарешечены. Идя по подземному коридору, на его стенах можно увидеть таблички, указывающие название улиц, под которыми вы проходите. Прогулка по пустынному коридору неприятно затягивалась, и я все недоумевала: где же стены, сложенные из черепов и костей? Но вот на пути стали возникать другие объекты, но все же это было еще не само костехранилище.
Зал, более просторный чем коридор, названный «мастерской», полностью состоит из породы, а чтобы держать хрупкий потолок, по бокам стоят сложенные из камней опоры.
В соседнем зале находится галерея Порт-Маон, состоящая из макетов замков.
Эти макеты соорудил один из рабочих рудников, участвовавший в войне. Он создал в стене макет крепости Порт-Маон, крепости главного города острова Менорка, где этот рабочий был заключен на некоторое время в плену у англичан. По существу, эти произведения искусства не относятся к предмету данного музея, но, тем не менее, они отлично вписываются в окружение. В прочем, в катакомбах есть несколько памятников тому, что не представляет особого интереса для посетителей, например: памятники, посвященные деятельности рабочих подземелья (чаша, из которой они пили воду, колодец, где они мыли ноги) или памятные таблички, сообщающие о посещении музея какой-либо важной персоной. Видимо, это результаты уважения французов к своей истории.
Наконец мы добрались до входа в само костехранилище. Его подпорки украшены орнаментом, а над самим входом висит табличка с надписью: «Здесь царство смерти» . Это первое предложение-размышление о хрупкости человеческого бытия, а таких здесь встречается множество; надписи на этих табличках, в основном, на латинском, но смысл легко улавливается.
И вот мы окружены останками, расположенными на протяжении примерно 780 метров галереи. Стены от пола до потолка аккуратно сложены из костей и черепов, а на некоторых из них можно увидеть целые узоры из останков. Первые кости, датируемые 1786 годом, складывались без всякого порядка. И только с приходом Риккардо де Тюри (нового инспектора каменоломни) все было приведено в порядок.
При ближайшем рассмотрении видно, что все кости бережно склеены друг с другом. Наверное, чтобы посетители не растащили останки на сувениры, вот я бы этого делать не стала. Если бы не люди, освещение и таблички, указывающие на выход или продолжение осмотра, находиться здесь было бы жутко, будто на разрытом кладбище. Неужели здешний смотритель, сидящий на стуле в уголке, действительно любит свою работу? Хотя с другой стороны, здесь очень тихое, малолюдное местоJ. А вообще, все работники этого музея- индийцы и, возможно в связи со своей религией (вера в реинкарнацию, переселение душ), они относятся к костяному «интерьеру» спокойно.
Кстати, стены из костей занимают меньшую часть подземелья, но, тем не менее, здесь находятся останки около 6 миллионов человек! (Конечно, провести здесь какую-либо экспертизу крайне сложно).
Чтобы покинуть музей, оказывается, не надо было проделывать тот же путь в обратном направлении; таблички «Sortie» указывали вперед. Еще одна винтовая лестница вывела нас наружу. На столике у выхода лежали череп и пара костей- видимо, кто-то неудачно пытался унести сувенир на память, хотя нас на этот счет вообще не проверяли.
Мы вышли на какую-то тихую улицу, совсем не ту, где мы спускались вниз. Посмотрели по карте- улица Реми- Дюмонсель, дом 36, а это более чем в километре от входа и ближайшей станции метро!
Ничего пугающего в подземелье я не нашла, но все же слабонервным не рекомендуется. Я бы посоветовала сходить в этот музей, он очень экзотичен среди всех других в Париже и не менее пропитан историей города, а чтобы лучше ознакомиться с ней, хорошо бы взять экскурсию, если вы знаете французский язык.:)