Есть у меня дурацкая, можно сказать, привычка. Совершать длительные многокилометровые прогулки. Особенно в незнакомых городах или странах. Захожу порой так далеко, что ноги начинают гудеть. И обратно уже возвращаюсь на транспорте. Иногда шагаю обратно через не могу. Сон после таких прогулок вечером на тебя набрасывается, как голодный лев на добычу. Вот на обратном пути я и жалею, что ещё не придумали «материализатор» велосипеда из воздуха или карманный сигвей. В трудные минуты в Минске выручает скейт. Он лёгкий, весело и быстро спустит тебя с горки. Но это всё не то. Хочется, чтобы аппарат вёз тебя сам всю дорогу.
11 июня 2015 года мой мир перевернулся. Я узнал про электро моноколесо. Тот самый карманный сигвей. Протестировал и ниже описал всё, что думаю уже день на третий после событий. А публикую только сейчас. Почему? Да вот всё лень было.
Уже почти месяц прошёл с тех пор, как я побывал на интересном катательном мероприятии. Ребята из
http://unicycle.by/ в лице
designmatreshka взялись продвигать на просторах синеокой одноколёсное движение и предложили желающим приехать опробовать, что это за чудо чудное. Я с нетерпением ждал заветный день и даже с работы убегал после рабочего дня, как молния.
Теория
Итак, самоходное моноколесо имеет модное название сегвил (англ. Segway + Wheel (Колесо)). На китайских сайтах эта штука по каким названиям только не фигурирует: Segwheel, Airwheel, Sunwheel, Solowheel, Weerda, Ninebot, CXM, Rockwheel, Legway. По внешнему виду просто колесо с опорами для ног. Внутри батарея. Нажимаешь кнопку начинает работать гироскоп, который прибавляет колесу устойчивости. Наклоняешь сегвил вперёд и едешь, наклонил чуть сильнее - поехал быстрее. Наклоняешь назад притормаживаешь, а после остановки едешь назад. Как два пальца.
В общем, до мероприятия я естественно посмотрел всякого рода видео обучалки и советы. Казалось ничего сложного нет. Аппарат тебя сам удерживает. Это не на одноколёсном велике катать. Ошибался ли я? Ну, как сказать.
Практика
Моноколесо представляло собой увесистый чемодан с ручкой под 10 кило. Основной вес приходится на батарею, гироскоп, ну и упоры для ног выполнены из прочного материала. Сам корпус максимально облегчён - поэтому из пластика. Интересно продают ли отдельно пластик по мере того, как старый приходит в негодность или просто начинает надоедать?
В бой мы рванули с упрощённой версии моноколеса: с дополнительными колёсиками. Стоять на трёхколёсной штуке оказалось довольно просто (с задачей справились все). Я, расталкивая всех локтями, пошёл первым. И облом. Стыд, срам, позор! Моноколесо не хотело меня держать, даже с дополнительными колёсиками. Заваливалось влево или вправо. Оказалось перед поездкой нужно было нажать кнопку, которая включает вышеупомянутый гироскоп. После того, как заветная кнопка была включена, я поехал. Заметил первые неудобства: дополнительные колёсики не позволяли наклонять колесо вбок во время поворота, как при катании на скейте или велосипеде. Приходилось работать только стопами. Было не привычно.
Зато с задачей легко справились девчонки. Конкретно эта девочка, спустя минут 20 летела на трёх колёсах, со скоростью близкой к взлётной. Даже организаторы мероприятия в тот день не выдавали таких скоростей.
Но хватит эти детские игры. Мы отвинтили дополнительные колёса. И стали пробовать катать по-взрослому. Даже не смотря на стабилизатор ехать было сложно. Даже не так. Ехать решительно не получалось дольше одной секунды.
Если вы не уникальный вундеркинд с вестибулярным аппаратом 80 левела, то есть 2 способа обучения катанию на одноколёсном велике:
- езда, держаcь за руку товарища;
- езда вдоль забора, узкого коридора, стенки или верёвки.
Первое время возле меня ходил инструктор, а я держался за него, иногда отпуская секунды на 2. Катаясь с кем-то у тебя появляется ложное ощущение, что вот оно - ты едешь! Ты отпускаешь опору и спустя секунду понимаешь, что с равновесием у тебя далеко не полный порядок.
Отдав сопроводительную руку следующему испытателю я решил усилия не останавливать на промежуточном этапе. Катание на моноколесе по ощущению напоминает BMX трюк мэнуал (катание на заднем колесе). Вот только ноги не на педалях, а на пегах (трубки-железки на осях колёс). А это уже намного проще. Сложность в том, что на мэнуал вы выходите в движении. В случае с моноколесом вам нужно из положения стоя сразу поехать. Я разработал свой читерский ход. Стоя одной ногой на опоре колеса «давал газ» и второй ногой запрыгивал на движущееся колесо. Как на скейте. Вначале я проехал 3 метра, потом 5. Дело пошло. Вот только не было пока ощущения расслабона. Приходилось сражаться за сохранение равновесия. Это был самый корявый заезд в истории моноколёс ))). Я отчаянно размахивал руками и орал, чтобы все видели какой я молодец потому что еду сам разбегались, потому что был не уверен, что сейчас смогу затормозить. Но всё равно катать на 1 колесе гораздо кайфовее, чем на 3: ехать мягче, колесо гораздо манёвреннее, ощущения от того, что едешь сам непередаваемые.
Когда мы делали первые шаги кто-то нечаянно уронил сегвил. Потом виновато посмотрел на владельцев стафа. Те добродушно улыбнулись и успокоили: «Ничего страшного». И вот мои самостоятельные тренировки… ))
Многие скейтеры и bmx-райдеры знают, как мы треним новые трюки и что делаем, если что-то идёт не так. Мы отбрасываем велик или скейт в сторону или сами отпрыгиваем, чтобы не упасть на них и не травмироваться. Скейт или бэм (сленговое BMX) со всей дури падает об асфальт, ну и хрен с ним. Со временем это настолько входит в привычку, что делаешь всё на автопилоте. Стоит ли говорить, что во время моего самостоятельного обучения со стороны могло даже показаться, что я методично пытаюсь убить асфальтом это моноколесо. Я постоянно от него отпрыгивал, потому что дважды болезненно получал по ногам. )) В конце-концов нервы не выдержали и меня попросили аккуратней относиться к имуществу.
Итоги
За те 2 часа, что мы катались ни у одного колеса не села батарея. Говорят ресурс примерно 10 км безостановочной езды. Хотя производители любят говорить о цифрах вроде 25 км, но скромно замечают, что расход батареи зависит и от веса райдера и от угла наклона поверхности дороги. Так что видимо 25 км - это ресурс для 40килограммового китайца.
Про вес колеса я уже сказал выше. Весьма увесистая штука, который не каждый согласиться взять с собой на всякий случай. В руках нести долгое время тяжеловато. Я попробовал зацепить колесо к скейт рюкзаку. Встроенных крепления оказалось достаточно. Колесо надёжно было закреплено.
Но на одном плече такое долго таскать не сможешь - только на двух. Вес ощутим, поэтому будет не удобно. Для дальних загулов не самая лучшая идея. Ресурс батареи пока не позволяет его делать полноценным транспортным средством на весь день. А жаль. Я надеюсь всё же технологии будут развиваться, появятся более ёмкиие батареи и на любой заправке можно будет зарядить своё колесо. А там глядишь появятся модели колеса с корпусом из солнечной батареи.
Что до трючков. В мире уже появляются первые street видео, где катают по перилам и весело скачут по ступенькам и бордюрам. Какой-то школьник уже даже пытался катать на нём в скейт парке. Модель, которую мы использовали, выключала гироскоп, когда колесо теряло контакт с землёй. По бордюрам особенно не поскачешь.
Click to view
В Минске на онлайнерах уже продают за 8 миллионов. А из Китая наверняка можно заказать ещё дешевле. А чтобы понять нужно это вам или нет, можно воспользоваться прокатом уже сейчас на сайте
http://unicycle.by/. Кроме того сами ребята скромно заявили, что в будущем не прочь повторить такую покатуху с целью популяризации. . Я думаю через 2-3 года оно станет весьма популярным средством передвижения среди молодёжи.
Наличие дополнительных колёсиков уже сейчас делает это развлечение доступным для широких масс. Через 5-10 минут люди будут весело летать по окрестностям, распугивая голубей и заставляя прохожих провожать вас взглядом, а дети слёзно умолять своих родителей купить им такую же штуку.
PS: Ещё до того, как написать этот пост рассказал об этих покатухах друзьям. И нашёл очень живой отклик. В рамках популяризации
http://unicycle.by/ с радостью будут ждать на экстрим контестах и просто тусовках, которые этим летом у нас проводятся чуть ли не каждые выходные ;).