СВИНЬИН ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ
(Биография военного инженера генерал-майора В. А. Свиньина)
Владимир Алексеевич Свиньин, военный инженер генерал-майор из потомственных дворян Костромской губернии, родился в 1877 г. в г. Костроме, где закончил реальное училище. Военную службу он начал в пехоте, поступив в 1892 г. вольноопределяющимся в Солигаличский резервный батальон. Практически сразу он получил направление в Киевское юнкерское училище и через два года окончил его подпоручиком с назначением в 8-й Гренадерский Московский полк. В период учебы В.А.Свиньин получил первую награду - знак "За отличную стрельбу". В 1902 г. он поступил в Николаевскую инженерную академию, будучи к тому времени уже поручиком, и окончил ее, включая дополнительный класс, в мае 1905 года. В июле 1905 г. штабс-капитан В.А.Свиньин предписанием Инспектора инженеров тыла Маньчжурской армии № 8386 был прикомандирован в распоряжение Начальника инженеров Владивостокской крепости. На Дальнем востоке прошли девять последующих лет его жизни и службы. За это время он получил очередные воинские звания от штабс-капитана до подполковника и звание "военный инженер" (в 1913 г.) за работу "Деформации зданий и сооружений под действием пучащегося грунта" (Инженерный журнал № 10 за 1912 г.), а также был награжден медалями "В память русско-японской войны" (1906 г.), "В память 300-летия дома Романовых" (1913 г.), "В память 100-летия Отечественной войны" на Владимирской ленте (1914 г.) и орденом Св. Станислава 3 ст. (1907 г.). Во Владивостокском крепостном инженерном управлении он последовательно занимал должности делопроизводителя по 1-й строительной части, обер-офицера для поверки смет и счетов и для экстренных командировок (1911 г.), с 1911 по 1913 гг. он служил в Хабаровске на должности штаб-офицера для поручений Управления Инспектора инженерной части Приамурского военного округа.
В 1913 г. он занимает должность производителя и затем старшего производителя работ Временного Управления Строителя Владивостокской крепости, где занимался достройкой форта № 5, а также проектированием и строительством промежуточного опорного пункта литер Е. Таким образом, за время службы во Владивостоке и Хабаровске В.А.Свиньин получил большой опыт как организаторской работы, так и навыки строителя-практика.
Во время Первой мировой войны военный инженер подполковник В.А.Свиньин был назначен корпусным инженером 4-го Сибирского армейского корпуса и в конце 1914 г. отправился на фронт. За отличия в боевых действиях он был награжден орденами Св. Анны 3 ст. и Св. Владимира 4 ст. с мечами и бантом. В 1915 г. его произвели в полковники и назначили руководителем оборонительных работ 12-й армии. Вскоре его назначили начальником инженеров 1-й армии. Эту должность военный инженер полковник В.А.Свиньин занимал до 1918 г.
После установления Советской власти он продолжил службу уже в Красной армии в управлении Начальника инженерного снабжения Северного фронта, которое в то время возглавлял бывший начальник инженеров и строитель Владивостокской крепости генерал-майор А.П.Шошин, а в мае 1918 г. его назначили начальником военно-технического управления Приволжского военного округа. В.А.Свиньин сам формировал это управление сначала в Саратове, затем в Казани, выполняя также поручения главнокомандующего фронтом И.И.Вацетиса. Когда в августе 1918 г. белочехи взяли Казань, он попал в плен, был перевезен в Самару, где перешел на сторону белых, но служить в войсках Комуча (Комитета Учредительного собрания) отказался. В сентябре 1918 г., будучи уже в Омске, В.А.Свиньин поступил на службу в армию так называемой Директории и был назначен Начальником инженерного отдела Высшего Совета снабжений союзных армий. После свержения Директории адмиралом А.В.Колчаком в ноябре 1918 года полковник В.А.Свиньин продолжил службу в колчаковской армии, где получил звание генерал-майора и занял должность генерала для поручений главного инженерного управления. В марте 1919 г. он был откомандирован во Владивосток, где работал в комиссии по заготовкам снабжения, закупаемого за границей, затем в комиссии по использованию грузов, находившихся во Владивостокском порту. После меркуловского переворота с мая 1921 г. по ноябрь 1922 г. В.А.Свиньин официально числился безработным, и не вступал в армию вновь образованного Приамурского правительства, поскольку считал крах белого движения уже свершившимся фактом. По свидетельству родственников даже сотрудничал с большевистским подпольем, которое вело подготовку к полному изгнанию белых и войск интервентов из Приморья.
Это отчасти подтверждается тем, что после установления Советской власти на Дальнем Востоке В.А.Свиньин перешел на хозяйственную работу и занимал весьма ответственные посты управляющего отделом промышленности Приморской области Приморского губсовнархоза (1922 - 1923 гг.) и уполномоченного Совнархоза по Спасскому и Никольск-Уссурийскому уездам (1923 - 1926 гг.), что было довольно странно для человека с колчаковским прошлым. В конце 20-х годов большевики развернули кампанию по борьбе со старыми специалистами как в промышленности, так и в вооруженных силах. Крупных инженеров, ученых, бывших офицеров, служивших в Красной Армии, постепенно увольняли, арестовывали, заключали в лагеря и "шарашки".
Подобный поворот в судьбе явно назревал и у В.А.Свиньина. Его плавно понижают в должностях - сперва назначают управляющим бумажной фабрикой в Черниговке (1926 г.), начальником строительства фабрики учебных пособий в г. Никольске-Уссурийском (1927 г.), а с 1928 по 1931 гг. он занимает не слишком заметную должность научно-планового работника Владивостокского горкомхоза. В эти годы он провел большую научную работу в области строительной климатологии и выступал в качестве эксперта по важнейшим для Владивостока инженерным проектам, таким как, например, проект Седанкинского гидроузла. По результатам этих экспертиз в проекты были внесены весьма существенные изменения. Так, в ожидании неизбежного ареста, он продолжал в меру сил честно работать и даже был награжден за разработку проекта весьма дешевого разборного круглого домика, незаменимого при освоении отдаленных труднодоступных территорий, а также для нужд военного строительства. Домик выпускался большой серией и несколько таких домиков, как не прошедших заводской контроль, собрали во Владивостоке и Уссурийске и они сохранялись почти до середины 1960-х годов, то есть до начала массового жилищного строительства и назывались в обиходе "свиняги", обессмертив таким образом имя их создателя.
Спасение, а точнее отсрочка неминуемого, пришло с совершенно неожиданной стороны. В 1929 г. из-за военного конфликта с Китаем на КВЖД резко обострилась политическая обстановка на Дальнем Востоке. Требовалось хоть как-то прикрыть Владивосток, имевший, по соглашению с Японией, демилитаризованный статус, от возможного нападения с моря. Командование вновь созданной Особой Дальневосточной Армии (впоследствии Особой Краснознаменной Дальневосточной Армии - ОКДВА), по рекомендации комиссии во главе с командующим Ленинградским военным округом И.Ф.Федько, изучавшей вопрос о безопасности Владивостока на месте, приняло решение восстановить часть заброшенных батарей Владивостокской крепости. В.А.Свиньин принял участие в этих работах в качестве вольнонаемного инженера. Его огромный опыт, эрудиция, организаторские способности были замечены командованием. В 1931 г. его наградили ценным подарком от Реввоенсовета ОКДВА, зачислили в кадры Рабоче-Крестьянской Красной Армии, в которой он уже служил несколько месяцев в 1918 г., и отозвали в Хабаровск в штаб ОКДВА19. Ее командующий будущий маршал В.К.Блюхер в условиях возникшей угрозы вторжения Японской армии, оккупировавшей северо-восточные провинции Китая, мог позволить себе нарушить кадровую политику большевистской партии и назначить бывшего колчаковского генерала заместителем начальника Особого инженерного строительства, а затем заместителем начальника инженеров ОКДВА.
Именно в эти годы на Дальнем Востоке развернулось невиданное по масштабам и темпам строительство укрепленных районов вдоль границы с Китаем, а также укреплений, защищавших наиболее стратегически важные пункты на тихоокеанском побережье СССР. Эти работы фактически и возглавил В.А.Свиньин. Ему, единственному из строителей Владивостокской крепости, удалось передать молодым строительным организациям ОКДВА весь богатый опыт, накопленный ее инженерами, и обеспечить тем самым преемственность поколений. С мая 1935 г. распоряжением начальника инженеров РККА В.А.Свиньин назначается начальником филиала научно-исследовательского института инженерного управления РККА в Хабаровске, где он проработал до 1938 г., руководя разработкой проектов новых оборонительных сооружений. В.А.Свиньин получил в Красной Армии персональное воинское звание "бригинженер" и носил в петлицах один ромб, что было эквивалентно современному званию инженер-генерал-майора, т. е. ему фактически зачли колчаковское чинопроизводство. В 1936 г. за заслуги по укреплению дальневосточных границ он получил орден Красной Звезды. Постройка большей части фортификационных сооружений пограничных укрепленных районов к тому времени уже завершилась и столь острой нужды использовать В.А.Свиньина на ответственной руководящей работе уже не было.
По рассказам родственников, В.А.Свиньин, целиком и полностью вросший в советскую действительность и отдававший себя целиком работе по укреплению дальневосточных границ, уже не допускал тогда мысли о репрессиях в отношении себя и искренне верил утверждениям тогдашней пропаганды о том, что в стране идет борьба с врагами и вредителями. Даже арест сына Игоря и его жены - видных дальневосточных чекистов, он воспринимал первоначально, как некую операцию прикрытия по выполнению ими какого-то сверхсекретного задания
В ночь на 12 марта 1938 г. вместе с большинством командиров штаба Блюхера его арестовал Особый отдел НКВД ОКДВА с предъявлением обвинения по ст. 58-1 "б" и 58-2 УК РСФСР. В тюрьме Свиньин стойко переносил все тяготы сталинских застенков. В течении 1938 - 1940 гг. он, по свидетельству чудом выжившего сокамерника, читал для заключенных курс высшей математики, пользуясь тюремной стеной вместо доски и обломком кирпича вместо мела. В 1939 г. после замены Н.И. Ежова Л.П. Берией на посту Наркома внутренних дел в очередной раз сменилась "линия партии", а точнее НКВД. Было принято решение, чтобы недобитых инженеров и ученых не губили бы без особой пользы в тюрьмах или на тяжелой физической работе, а использовали в закрытых исследовательских учреждениях, так называемых "шарашках", где они под страхом смерти работали бы на укрепление обороны, поскольку война была явно не за горами. В.А.Свиньина перевели в окружной военный госпиталь, где его разместили под охраной и даже пытались лечить, поскольку он был сильно истощен. Медсестра из госпиталя, поддерживавшая связь с его родственниками, сообщила ему сведения из дома и, в частности, о том, что выпустили из тюрьмы его старшего сына Игоря. Однако на этот раз В.А.Свиньин на путь сотрудничества с режимом не стал. Получив известия из дома, что члены его семьи в относительном порядке, он успокоился, сказал, что "сейчас они сами со всем справятся", отказался от приема пищи и умер 11 июня 1940 г. Тело покойного для похорон выдано родственникам не было из-за запрета главного управления НКВД. Слова В.А.Свиньина "сейчас они сами со всем справятся", произнесенные им перед смертью, глубоко символичны и могут быть отнесены не только к семье, но и к тем молодым военным инженерам, которых он воспитал, руководя институтом в Хабаровске и передав им свой богатый опыт.
Аюшин Н.Б., Калинин В.И.
Источник:
Газета "Утро России", 14 февраля 1997 г.