Вот, пишу статью в сборник по субкультурам.
Work in progress. Любые замечания приветствуются.
Е.Мельникова-Григорьева (Тартуский университет)
Навигатор - Матрица ризомы. Тарту, case study.
Это эссе представляет собой анализ результатов функционально-антропологического эксперимента по формированию и реконфигурации окружающей среды (Umwelt) методом включенного наблюдения на базе семиотической философии, теории и идеологии. Автор принадлежит к Тартуской школе семиотики (von Uexkull, Lotman) с учетом всех прочих семиотических традиций. Важнейшей из них для наших построений является традиция так называемой Школы идей (Варбург, Гомбрих, Панофский, Йейтс, Гинзбург) или, в определении Карло Гинзбурга, Уликовой парадигмы.
База данных эксперимента.
Тарту исторически является университетским городом. То есть это место содержит в себе очень подвижный компонент интеллектуального характера. Систему такого типа можно описать при помощи метафоры биологической клетки, инертная масса которой содержит очень подвижное, но достаточно стабильное в своих границах ядро.
Здесь важно отметить разницу между университетским городом европейского типа и англо-американским типом университета-кампуса. Характерным примером такового может служить Bloomington - крепость-замок in the mid of nowhere. Подобная система представляет практически замкнутую на себе капсулу ядра клетки - цитадель знания. Обычно такая система строится как цеховая (клубная) корпорация со своей эзотерической культурой.
В принципе, любой университет, любая высшая школа образует подобную корпоративную субкультуру разной степени открытости. Кампусный тип демонстрирует почти предельный вариант изоляции.
Замкнутость есть наследие иудео-христианской когнитивной модели, когда легитимное знание производилось и хранилось в первую очередь в сакральных целях (в Европе в монастырях), поскольку письменность ассоциировалась с Книгой. Даже после появления разнообразных форм и традиций легитимного (фиксируемого в противовес фольклорному) светского знания они все долгое время носили корпоративно-цеховой характер.
Эта корпоративность в ходе истории постепенно все больше размывается, хотя мы постоянно наблюдаем разнообразные примеры ретардаций.
В Европейской традиции (греко-римско-иудее-христианской) университет, школа, мыслящая клетка, включена в органическую систему города, что уже предполагает ситуацию гораздо более свободного обмена-диалога между п(р)освященными и профанами. Элитой и плебсом. Монастырь, которому наследует университет в функции хранения и воспроизводства знания, выходит в мир. Жрецы-посвященные смешиваются с толпой.
Мыслящая клетка, то есть интеллект любого организма (=системы), бывает в двух базовых состояниях: центробежном и центростремительном. Системы, соответствующие этим состояниям, имеют динамику (эволюцию) двух типов, обусловленных отношением к центру оценочного характера. Первый тип строится вокруг некоего центра (=авторитета=фетиша), второй - вокруг его отсутствия. Первый утверждает, второй отрицает - электричество +-. Это только базовые принципы, которые в реализации дают иногда совершенно непредсказуемые результаты смешения.
Соответственно, центростремительные системы тяготеют к экспансии по вертикали, то есть к аккамуляции и концентрации по все сужающимся кверху ступеням пирамиды, а центробежные - к экспансии вширь от центра все углубляющейся дыры-воронки, сжимающейся по мере углубления. В самом общем смысле концентрируется и рассеивается информация, формирующая собой среду (можно сказать, вещество, материю). Эта модель наилучшим образом описана у Данте (см. мой анализ этой модели пространства-времени в главе «Почему всегда 10:10» в моей книге «Эмблема»). Следует отметить, что сочетание этих двух принципов или динамических моделей также возможно в двух предельных фазовых режимах - конусами, соприкасающимися в точках, или конусами, соприкасающимися основаниями. Первая фигура (модель Х) дает бесконечность развития, вторая фигура (модель ромб) в пределе замыкается на себя. Баланс этих возможностей лучше всего выражен знаком Маген Давид. По сути дела, это один и тот же процесс, чередующий указанные фазы. Можно себе представить знак бесконечености, который постепенно либо разворачивается в подобие замкнутой сферы, либо снова сворачивается в восьмерку.
Функционирование любой системы подчиняется обоим этим принципам в сменяющих друг друга фазах. Этот процесс можно охарактеризовать как смену центра и периферии (концепт русских формалистов), или пульс, или двоичную систему типа 1010: наличие-отсутствие признака. В терминологии Тартуской школы: значимое противостоит незначимому, то есть образуется первичная бинарная оппозиция разницы. Это и есть начало семиозиса. Разница задает принцип относительности. Который можно описать как перекидывание мяча (значимости) от одного игрока другому. Один с мячом, другой на приеме - анкор! Древнейшая игра в мяч моделирует этот процесс в разных по степени сложности комбинациях. Я говорю - ты слушаешь, меняемся функциями. И в каждой функции ты можешь себя представить в противоположной функции, потому что ты только что в ней был. Можно сказать и так, что эти фазы представляют собой функциональное различие в состояниях материи. Эти функции можно охарактеризовать как тягу и отталкивание. Влечение и отвращение. Как все мы знаем на собственном чувственном опыте, эти импульсы чередуются в наших оценках происходящего с нами в самых разнообразных комбинациях и воплощениях.
Таким образом становится понятна и базовая разница между двумя типами применения памяти (базы данных), то есть применения интеллекта, то есть процесса мышления. Индуктивный и дедуктивный (архивирующий и развивающий) методы предполагаются как комплиментарные и дополняющие друг друга. Мы не будем говорить здесь о функциональной асимметрии мозга - параллель представляется очевидной. В поведении эти тенденции у людей и зверей принято называть любопытством и страхом. Любопытство и страх. Страх потерять и желание приобрести. Это чередующиеся состояния каждой клетки любого организма.
Клетка состоит из сгустка ядра - ганглии и проводящей среды. Проводящая среда представляет собой сеть подвижных границ-мембран между тем, что представляет собой разницу - объектами. Границы и есть капилляры коммуникации между объектами - сгустками накопленной информации. Объекты накапливают и рассеивают себя по этим каналам коммуникации. Сгусток, ядро, внутри которого вызревают ядра следующего поколения, удерживается в своих границах (относительных) при помощи некоторого поверхностного натяжения - баланса между центростремительным и центробежным импульсами или силами.
Так устроен любой организм, любая система для любого наблюдателя.
Мы рассмотрим некоторые механизмы работы этого принципа в контекстуальном приближении.
Итак, Тарту - университетский город открытого типа. Это исторически также торговый Ганзейский город, что обусловлено его, разумеется, неслучайным географическим положением. Город стоит на реке, крупнейшей поперечной артерии региона, дающей выход через Чудское озеро в Балтику. Выстроен более или менее по стандартному плану европейского города-на-реке, наследующего укрепленному городищу: высокий берег - замок или крепость - и низкий берег - торговый подол. Эта схема обеспечивает экономический обмен: товар-ценности (деньги). Наличие денег, капитала в этой схеме напрямую связано с накоплением знания, владением господствующим языком, диктующим законы устройства всего огранизма.
История города известна, культурные слои также. Основные составляющие: скандинавская, немецкая, русская и эстонская языковые традиции. До основания университета цитаделью просвещения было Аббатство (неслучайно позже в нем была размещена университетская библиотека), расположенное на Храмовой горе (Домберг). Университет сразу располагался в нижнем, торговом городе. Студенты, разумеется, образовывали корпорации по цеховому (профессиональному) и этническому (наследует родо-племенному) принципам. Профессура образовывала свои корпорации с гораздо более строгой иерархией. Иерархия базировалась снова на двух, но несколько иных принципах: профессиональная и административная.
Устройство мыслящего (=управляющего) ядра клетки нашего типа подобно устройству всей клетки, включающей подобные ядра. В ядре также наблюдаются зоны - сгустки стабильности (профессура) и более подвижные участки, которые также имеют тенденцию к аккамуляции, сгущению. В университетской системе очевидным становится то, что более стабильные компоненты определяют и контролируют формирование новообразований стабильности. Какая-то часть новообразований остается в клетке и со временем замещает отживших свое, какая-то часть выбрасывается в окружающую клетку среду. Можно сказать, что система таким образом формирует матрицы-программы управления, которые потом воспроизводят и распространяют эти программы в соответсвующих контекстах. Формируются эти матрицы в ходе обучения преимущественно словом. Проводящая знание-информацию среда состоит из все тех же мыслящих клеток разной степени выраженности тендеции к ядерности. Так формируется Школа мысли. Она же - культура. Культуры могут обмениваться друг с другом информацией. Так происходит ее прирост. Этот процесс, в принципе, бесконечен. У него нет видимого и ощутимого предела. Другой вопрос, кто будет агентами этого процесса познания. Вовсе необязательно человек. Но пока мы рассмотрим этот процесс с человеческой точки зрения.
Наблюдатель.
Мы будем рассматривать «современное» состояние городской системы, совпадающее с жизненным опытом автора этих заметок. Автор, собственно, и является тем самым включенным наблюдателем, заявленным в начале работы. Для понимания природы этого наблюдателя следует знать следующее:
я родилась в Тарту в 1959 году. Мои родители попали в Эстонию с ВОВ, их родители осели в Тарту (по материнской линии) и в Таллине (по отцовской). Мой отец учился в Тарту в Сельхозакадемии. Когда мне было четыре года, мои родители переехали в Таллин, где я закончила школу. Затем я поступила в Тартуский университет на русскую филологию. Закончила и с тех пор работаю в Университете преподавателем и научным сотрудником.
Вся моя жизнь связана с этим городом. Это базовая, буквально, стволовая матрица моего мозга.
Матрица мозга формируется так же, как и матрица города. Вернее даже, формируется вместе с матрицей города (либо иной среды обитания - контекста). При закладке города (как и любого поселения, как и любого жилища, как и любого храма) в его основание закладывается матрица, которая имеет тенденцию развертываться. Часто эта матрица фиксируется как план или мандала. Во многих (полагаю, что во всех) архаических традициях при закладке учитывались космические параметры - см. книгу Подосинова «Ex oriente lux!». Выбор места для закладки города обусловлен все теми же двумя противонаправленными импульсами - страхом и любопытством. Страх заставляет искать возвышенное укрепление, а любопытство - качественные каналы коммуникации с внешним миром. В одном пункте своей функциональности эти два импульса сходятся - в потребности наблюдать за окружающей средой.