Эта беседа с профессором Юрием Михайловичем Лотманом состоялась не сегодня. А лет так этак 35 тому назад. Во всяком случае, она была опубликована в 1988-м году в венгерском журнале «Йелкейп» ( jel- знак, kѐp- изображение,образ, картина, jelkep- символ).. отрывок из беседы публикуется тут в перепечатке из журнала «Киноведческие записки» №9. 1991-й год.
- Професср Лотман, я уверен в том, что у вас есть гипотезе о том для чего искусство…
- Гипотезе есть, Вы правы. Я думаю, что мы, люди, обладаем не только нашей общей коллективной жизнью, непосредственной материальной деятельностью, но представляем собой и органическое целое. Целое это образуется в разных единствах, в разных коллективах - микроколлективах, макроколлективах, - оно обладает некоторыми свойствами. Не только физическими , но и интеллектуальными. Подобно тому, как нельзя рассматривать теленка как механическую сумму бифштексов, - сколько бы бифштексов мы не слепили, теленка не получим, - так и нашу коллективную интеллектуальную деятельность нельзя свести к сумме отдельных интеллектуальных деятельностей.
Никого не изумит , если я скажу, что кроме индивидуальной памяти мы имеем коллективную память. Наша коллективная память, память каких-то социальных групп. Память народов, память человечества в целом появляется с письменностью. И затем усовершенствуется - от наших записных книжек, в которых мы выносим вою индивидуальную память вовне, делаем ей искусственное продолжение, до компьютеров, библиотек, где мы можем хранить запасы информации, которые в нашей индивидуальной голове не умещаются. Но память - это только половина или часть интеллектуальной деятельности. Память хранит уже сформулированные сообщения. Однако сообщения надо не только хранить, их надо вырабатывать. Поэтому интеллектуальная деятельность может быть как бы расчленена на два процесса : процесс выработки новых сообщений и процесс их хранения.
Выработка новых соообщений на индивидуальном уровне - работа нашего мозга. Как установили исследования последних десятилетий, работа нашего мозга в значительной мере строится на диалогическом отношении двух больших полушарий, которые работают на разных семиотических режимах.
Левое полушарие, словесное, работает на дискретных моделях. Правое полушарие работает на континуальных, непрерывных моделях. Это, разумеется, очень грубая примитивная схема. И само членение на левое и правое полушарие очень условно. На самом деле, конечно, все более тонко. Но если говорить грубо, у них разные формы моделирования действительности.
Исследователи семиотики из Тарту и ленинградские физиологи на биостанции под Карадагом проводили совместно серию экспериментов и получили очень интересные данные о том, как пространственные модели воспроизводятся отдельно левым, отдельно правым полушариями. Они находятся отнюдь не в гармоничном отношении друг с другом, а во взаимном напряжении.
Они ведут настоящий диалог. И наше обычное мышление есть плод этого напряжения-компромисса. Таким образом, даже внутри одного человека для того, что бы создать новый текст, нужны два типа сознания. Точно так же и наше коллективное мышление требует другого человека . с другим типом сознания.
…
Подобно тому, как наше физиологическое размножение требует наличие другого пола. Здесь, между прочим, есть явная параллель между возрастанием биологической информации и возрастанием интеллектуальной информации. Ведь, казалось бы. Лучше всего биологическое существование амебы : нет разделения на полы, нет никаких трудностей, всегда можно продолжить жизнь. Но эта форма неустойчива. Для того, что бы образовать биологически более целесообразную форму, потребовалось разделение на два пола, а затем усложнение.