В древнеримской мифологии Купидон - бог любви; красивый мальчик, юноша. Азазелло от него разительно отличался. Демон-убийца предстает маленьким огненно-рыжим необыкновенно широкоплечим атлетом, прихрамывающим на левую ногу. Левый глаз у него был с бельмом, и изо рта торчал желтый клык, при разговоре гнусавил.
И, тем не менее, в апокрифической «Книге Еноха» в главе VII-й почти тезка Азазелло демон Азазел предстает предводителем восставших против бога ангелов, сошедших в дни Иареда на вершину горы Ермона (Армона) и начавших блудодействовать с женщинами, от чего произошло поколение гигантов. Эти падшие ангелы научили людей чародейству, заклинаниям и употреблению корней и трав… «Кроме того, Азазел научил людей делать мечи, ножи, щиты и панцири; он же научил их делать зеркала, браслеты и украшения, а также употреблению румян, подкрашиванию бровей, употреблению драгоценных камней изящного вида и цвета, так что мир совершенно преобразился. Появилось безбожие, распространился разврат, люди стали грешить и совратились с истинного пути».
И его тезка Азазелло с именем на итальянский манер тоже замечен в «амурных делах».
Во-первых, из рассказа мастера о первой встрече с Маргаритой можно предположить, что в той истории не обошлось без Азазелло. Там присутствует указание, пусть и символическое, на убийцу. И, кроме того, фигурирует финский нож. А Азазелло как раз специализируется на такого рода делах, и он единственный в романе щеголял с ножом за кожаным поясом.
«- Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!
Так поражает молния, так поражает финский нож!» (Глава 13 «Явление героя»)
«На его зов в переднюю выбежал маленький, прихрамывающий, обтянутый черным трико, с ножом, засунутым за кожаный пояс, рыжий, с желтым клыком, с бельмом на левом глазу». (Глава 18 «Неудачливые визитеры»)
В драматургии есть принцип «чеховское ружьё», согласно которому каждый элемент повествования должен быть необходим, а несущественные элементы должны быть удалены. В истории не должен появляться элемент, обманывающий ожидание аудитории тем, что не играет роли в дальнейших событиях.
Мы полагаем, что нечистая сила приложила свою лапу, с целью свести мастера и Маргариту, чтобы она влюбилась в роман о Понтии Пилате. Роман стал ее жизнью, т.е. ценным для нее. Тогда его можно отобрать, чтобы за его возвращение получить согласие Маргариты на роль хозяйки весеннего бала полнолуния.
Во-вторых, Азазелло, как и демон Азазел, преображает Маргариту Николаевну.
«- Тогда потрудитесь получить, - сказал Азазелло и, вынув из кармана круглую золотую коробочку, протянул ее Маргарите со словами: - Да прячьте же, а то прохожие смотрят. Она вам пригодится, Маргарита Николаевна. Вы порядочно постарели от горя за последние полгода». (Глава 19 «Маргарита»)
Как мы выяснили выше, в романе «Мастер и Маргарита» лишь раз Маргарита упоминает о скуке. Однако, все предшествующие и последующие события в ее жизни никак с этим эпизодом не связаны. Скука совершенно выпадает из причинно-следственной цепи в жизни персонажа.
Эта мысль возникает у Маргариты перед появлением Азазелло, чем вроде бы нарушается причинно-следственная связь. Однако, в романе действует не только прямой порядок, но и обратный, причем с самых первых страниц. Так литераторы сначала выпили теплую абрикосовую, и лишь затем стали икать. Хотя обычно все происходит наоборот: сначала икают, и чтобы избавиться от икоты пьют какую-нибудь жидкость.
«Напившись, литераторы немедленно начали икать…» (Глава 1 «Никогда не разговаривайте с неизвестными»)
Вот и в случае с Маргаритой у нее сначала возникла мысль о скуке, и лишь затем появился на скамейке Азазелло.
А чтобы спрятать «амурную» роль Азазелло в романе, демон-убийца отвлекает всех словами. Причем повторяет их дважды, видимо, чтобы лучше запомнилось.
«- Трудный народ эти женщины! - он засунул руки в карманы и далеко вперед вытянул ноги, - зачем, например, меня послали по этому делу? Пусть бы ездил Бегемот, он обаятельный... <…>
- Отдайте обратно, - в злобе зашипел Азазелло, - отдайте обратно, и к черту все это. Пусть посылают Бегемота». (Глава 19 «Маргарита»)
Но, как говорится: «По делам их узнаете, кто они». (Матфей 7:16)