«Разве нельзя любить и роман, и мастера?»
Føχ Mαɣ
А скуки ли ради?
В романе «Мастер и Маргарита» лишь раз Маргарита упоминает о скуке. Однако, все предшествующие и последующие события в ее жизни никак с этим эпизодом не связаны. Скука совершенно выпадает из причинно-следственной цепи в жизни персонажа. Тем не менее, это исключение и к тому же противоречие затмило для многих другие мотивы поведения Маргариты Николаевны.
«Вот и пример, - мысленно говорила Маргарита тому, кто владел ею, - почему, собственно, я прогнала этого мужчину? Мне скучно, а в этом ловеласе нет ничего дурного, разве только что глупое слово »определенно«? Почему я сижу, как сова, под стеной одна? Почему я выключена из жизни?» (Глава 19 «Маргарита»)
Скука определяется как отсутствие интереса и тем разительно отличается от состояния, при котором испытывают душевные муки, душевную боль.
Скука - это пассивное психическое состояние, характеризующееся снижением активности, отсутствием интереса к какой-либо деятельности, окружающему миру и другим людям.
Скука - это тягостное душевное состояние от отсутствия дела или интереса к окружающему. «Разогнать скуку».
Скука бывает богопротивной, когда служит не следствием, а причиной возникновения и развития греховного настроения. Это происходит, к примеру, тогда, когда человек, желая избавиться от гнетущего и томительного состояния, ищет выхода в увеселительных занятиях: забавах, острых ощущениях, пьянстве, непристойных зрелищах, драках, конфликтах и пр.
Итак, Маргарита говорит о скуке, хотя после исчезновении мастера она три месяца испытывала мучения, а никак не скучала. Об этом сообщает как повествователь, так и сама Маргарита.
«В таких мучениях прожила Маргарита Николаевна всю зиму и дожила до весны». (Глава 19 «Маргарита»)
«…несколько месяцев я сидела в темной каморке и думала только про одно - про грозу над Ершалаимом, я выплакала все глаза…» (Глава 30 «Пора! Пора!»)
В страстную пятницу, перед тем как проснуться, она увидела сон и посчитала его вещим: она или умрет, и тогда ее мучения закончатся, или увидится с мастером. Поэтому очень странно выглядит ее мысль о скуке лишь спустя несколько часов.
«Сон этот может означать только одно из двух, - рассуждала сама с собой Маргарита Николаевна, - если он мертв и поманил меня, то это значит, что он приходил за мною, и я скоро умру. Это очень хорошо, потому что мучениям тогда настанет конец. Или он жив, тогда сон может означать только одно, что он напоминает мне о себе! Он хочет сказать, что мы еще увидимся. Да, мы увидимся очень скоро». (Глава 19 «Маргарита»)
Мучение - это мука, страдание. «Подвергнуть мучениям»
В богословии термин мучение обозначает состояние пребывающих в аду. Оно является полной противоположностью состоянию радости и блаженства. При этом муки в литературе Алексея Ремизова нередко противопоставляются страданию: Иисус Христос страдает, а грешники мучаются.
Итак, появление мысли о скуке у Маргариты Николаевны выглядит противоречиво после трех месяцев душевных мучений. Тем не менее, многие всерьез принимают эту мысль и под воздействием профессора Кураева полагают персонаж женщиной легкого поведения, ищущей приключения. Подкрепляет эту ошибочную оценку сообщение повествователя, что после исчезновения мастера Маргарита вернулась в особняк к мужу и зажила прежней безмятежной жизнью.
«Она сделала все, чтобы разузнать что-нибудь о нем, и, конечно, не разузнала ровно ничего. Тогда она вернулась в особняк и зажила на прежнем месте».
«Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна могла купить все, что ей понравится. Среди знакомых ее мужа попадались интересные люди. Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу. Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире». (Глава 19 «Маргарита»)
Кроме этого в качестве подтверждения, что Маргарита была женщиной легкомысленной, профессор Кураев приводил ее поведение на балу у сатаны из черновиков романа. Богослов ошибочно полагал, что именно в черновиках Булгаков писал, как дышал, т.е. правдиво, а в последнем варианте он наступил на горло собственной песне, чтобы роман мог пройти советскую цензуру. Ошибка профессора Кураева заключается в том, что он исключил возможность изменения поведения персонажа в романе по другой причине - литературной.
Ведь ровно год назад Маргарита вышла в город и встретила мастера, и пошла она на это не скуки ради, а из-за душевной пустоты. Зная ее решительный характер трудно сомневаться, что она не решилась бы на отчаянный шаг.
«Так вот она говорила, что с желтыми цветами в руках она вышла в тот день, чтобы я наконец ее нашел, и что если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее пуста». (Глава 13 «Явление героя»)
Когда наступила эта душевная пустота у Маргариты, в романе не сообщается, но известно, что одиннадцать предшествующих лет она несчастна, от этого она много плакала и затем стала злой. Возможно, последствием этой внутренней злости и стала душевная пустота Маргариты.
«Она была счастлива? Ни одной минуты! С тех пор, как девятнадцатилетней она вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья». (Глава 19 «Маргарита»)
Возможно, Маргарита не была счастлива, из-за того что не любила мужа и кроме того не могла иметь детей.
«Моя драма в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным. Я от него ничего не видела, кроме добра...»
«Бездетная тридцатилетняя Маргарита» (Глава 19 «Маргарита») «- была на свете одна тетя. И у нее не было детей, и счастья вообще тоже не было. И вот она сперва много плакала, а потом стала злая... -» (Глава 21 «Полет»)
Таким образом, можно повторить, что в романе «Мастер и Маргарита» лишь раз Маргарита упоминает о скуке. Однако, все предшествующие и последующие события в ее жизни никак с этим эпизодом не связаны. Скука совершенно выпадает из причинно-следственной цепи в жизни персонажа. Тем не менее, это исключение и к тому же противоречие затмило для многих другие мотивы поведения Маргариты Николаевны.
Страсть
«- Не желала бы я встретиться с вами, когда у вас в руках револьвер, - кокетливо поглядывая на Азазелло, сказала Маргарита. У нее была страсть ко всем людям, которые делают что-либо первоклассно». (Глава 24 «Извлечение мастера»)
Если мысль о скуке, непонятным образом возникшая в голове Маргариты Николаевны, затмила для многих другие мотивы ее поведения, то сообщение об ее пристрастии как-то малозаметно для исследователей. Кстати, кокетство здесь не указание на легкость поведения Маргариты, а подтверждение сообщения повествователя, что у нее действительно есть страсть к мастерам своего дела. Позже и сама Маргарита подтвердит это.
«Ах, как он стреляет, - вскричала Маргарита, обращаясь к мастеру, - семерка под подушкой, и любое очко... - Маргарита начинала пьянеть, отчего глаза у нее разгорелись». (Глава 30 «Пора! Пора!»)
Раз у Маргариты была страсть ко всем людям, которые делают что-либо первоклассно, то естественно, что бывший историк своим романа тоже вызвал у нее страсть.
Страсть - это сильно выраженное чувство; крайнее увлечение. «Страсти у спорщиков разгорелись».
Полагают, что страсть отличается от любви. Страсть - это исключительно сексуальные переживания, тогда как любовь - это более глубокое чувство, которое подпитывается некоей общностью людей. Считается, что долгий союз как раз строится на основе баланса любви и страсти. Таким образом, страсть более поверхностна и, следовательно, скоротечна, в отличие от любви, которая более глубока и длительна.
Так же как и стрельба Азазелло, писательство мастера вызвало у Маргариты страсть, ибо действовали оба первоклассно.
«Тот, кто называл себя мастером, работал, а она, запустив в волосы тонкие с остро отточенными ногтями пальцы, перечитывала написанное, а перечитав, шила вот эту самую шапочку. Иногда она сидела на корточках у нижних полок или стояла на стуле у верхних и тряпкой вытирала сотни пыльных корешков. Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером. Она дожидалась этих обещанных уже последних слов о пятом прокураторе Иудеи, нараспев и громко повторяла отдельные фразы, которые ей нравились, и говорила, что в этом романе ее жизнь». (Глава 13 «Явление героя»)
Тогда понятно, почему после того, как роман был закончен, у Маргариты и мастера наступило охлаждение. Вдвоем им было нечего делать, и Маргарита стала уходить гулять одна.
«- Настали совершенно безрадостные дни. Роман был написан, больше делать было нечего, и мы оба жили тем, что сидели на коврике на полу у печки и смотрели на огонь. Впрочем, теперь мы больше расставались, чем раньше. Она стала уходить гулять». (Глава 13 «Явление героя»)
Также соответствует страсти, что Маргарита назвала мастера своим любовником, а не любимым.
«- Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, мастера, - сказала Маргарита, и лицо ее исказилось судорогой». (Глава 24 «Извлечение мастера»)
Любовник - это мужчина, который находится в половой связи с женщиной, но не состоит с нею в браке.
И мастер именно так представил Маргариту пациенту из соседней палаты поэту Бездомному.
«И скоро, скоро стала эта женщина моею тайною женой». (Глава 13 «Явление героя»)
А как же любовь?
Если Маргарита испытывала к мастеру страсть, как человеку, который пишет первоклассный роман о Понтии Пилате, то как же быть с многочисленными утверждениями о любви Маргариты к мастеру?
Во-первых, со слов мастера. Однако, этому утверждению нельзя доверять, так как душевная пустота выгнала Маргариту из дома и если бы она не встретила мастера, то отравилась бы. Там где присутствует душевная пустота, там нет никакой любви. Желание любви может быть, но самой любви как чувства там быть не может.
«Она-то, впрочем, утверждала впоследствии, что это не так, что любили мы, конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга, никогда не видя, и что она жила с другим человеком, и я там тогда... с этой, как ее...» (Глава 13 «Явление героя»)
Во-вторых, со слов самой Маргариты.
«Я объяснюсь с ним завтра утром, скажу, что люблю другого, и навсегда вернусь к тебе». (Глава 13 «Явление героя»)
Но произнесла Маргарита эти слова после того, как мастер сжег роман и только он мог его восстановить. Так что здесь видна явная корысть Маргариты и поэтому ее утверждение о любви к мастеру не будет достаточно убедительным.
«- Я тебя вылечу, вылечу, - бормотала она, впиваясь мне в плечи, - ты восстановишь его. Зачем, зачем я не оставила у себя один экземпляр!» (Глава 13 «Явление героя»)
В-третьих, из клятв повествователя. Однако, известно, что повествователь может и приврать. Так что не следует доверять клятвам, а нужно проверить и убедиться.
«Очевидно, она говорила правду, ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги. Она любила его, она говорила правду». (Глава 19 «Маргарита»)
В-четвертых, из слов Левия Матвея.
«- Он просит, чтобы ту, которая любила и страдала из-за него, вы взяли бы тоже, - в первый раз моляще обратился Левий к Воланду». (Глава 29 «Судьба мастера и Маргариты определена»)
В-пятых, в объяснении Воланда, почему пес смог последовать вслед за Понтием Пилатом в свет. А по просьбе Иешуа и согласию Воланда Маргарита смогла разделить вечный покой с мастером.
«Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит». (Глава 32 «Прощение и вечный приют»)
Таким образом, пятеро персонажей и в том числе сама Маргарита утверждали, что она любит мастера. Какие доказательства еще нужны? Обычно тот кто любит, страдает потеряв любимого. И Маргарита мучилась после исчезновения мастера. Будет ли это убедительным доказательством ее любви к мастеру? Нет, не будет, ибо здесь есть два двусмысленных момента.
Во-первых, под словом мучилась может подразумеваться и то, что ее кто-то мучил, а не только она сама мучилась без мастера.
Дело в том, что Фагот прямо сообщил Маргарите при их встрече, что в Москве только она могла стать королевой на весеннем бале полнолуния. А характер Маргариты не позволил бы ей принять предложение посетить очень знатного иностранца. Значит, нечистой силе нужно было придумать, как добиться ее согласия. Если учесть ее страсть к тем, кто делает что-либо хорошо, например, пишет роман, и познакомить, а затем после того, как роман станет ее жизнью, отобрать его, сведя автора с ума и заставив его сжечь роман, а потом упрятать и мастера, то с помощью мучений можно довести Маргариту до состояния, когда она уже будет готова принять приглашение, за намек на возможность узнать что-либо о мастере и его романе. Так что в этом случае мучить Маргариту было в интересах нечистой силы.
Правда, нельзя пока сказать определенно, кто же мучил ее. Возможно, Фагот, т.к. указывается на огонь в печи: «зимою, сидя у печки и глядя в огонь». У мастера, когда он сжег роман, огонь ревел: «В печке ревел огонь». А Фагот назвался Коровьевым, потому что ревели как быки или коровы те, кто с ним прямо или опосредованно сталкивался: Никанор Босой и Иван Варенуха.
Во-вторых, четко не показано из-за кого или чего она больше переживает - из-за исчезновения мастера, или из-за сожженного романа.
Страсть к мастеру, а любовь к роману
Рассмотрим внешние проявления Маргариты к роману и затем сравним с ее отношением к мастеру. Мы видим, что до возвращения любовников в последний приют Маргарита проявляла больше эмоций к роману, чем к мастеру. Роман, а отнюдь не мастер стал ее жизнью.
Во-первых, Маргарита перечитывала написанное, повторяла отдельные фразы и указала, что «в этом романе ее жизнь».
«Тот, кто называл себя мастером, работал, а она, запустив в волосы тонкие с остро отточенными ногтями пальцы, перечитывала написанное, а перечитав, шила вот эту самую шапочку. Иногда она сидела на корточках у нижних полок или стояла на стуле у верхних и тряпкой вытирала сотни пыльных корешков. Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером. Она дожидалась этих обещанных уже последних слов о пятом прокураторе Иудеи, нараспев и громко повторяла отдельные фразы, которые ей нравились, и говорила, что в этом романе ее жизнь». (Глава 13 «Явление героя»)
Во-вторых, критика романа о Понтии Пилате вызвала у Маргариты сильные эмоции.
«Глаза ее источали огонь, руки дрожали и были холодны. Сперва она бросилась меня целовать, затем, хриплым голосом и, стуча рукою по столу, сказала, что она отравит Латунского». (Глава 13 «Явление героя»)
В-третьих, Маргарита переживала больше, что мастер сжег роман и обещала его вылечить, для того чтобы он восстановил роман.
«- Я тебя вылечу, вылечу, - бормотала она, впиваясь мне в плечи, - ты восстановишь его. Зачем, зачем я не оставила у себя один экземпляр!» (Глава 13 «Явление героя»)
В-четвертых, различаются реакции Маргариты на возвращение ей мастера и его романа. На возвращение ей романа она реагирует сильнее.
«- Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, мастера, - сказала Маргарита, и лицо ее исказилось судорогой. <…>
Маргарита сразу узнала его, простонала, всплеснула руками и подбежала к нему. Она целовала его в лоб, в губы, прижималась к колючей щеке, и долго сдерживаемые слезы теперь бежали ручьями по ее лицу. Она произносила только одно слово, бессмысленно повторяя его:
- Ты... ты, ты...» (Глава 24 «Извлечение мастера»)
Если ранее Маргарита обещала вылечить мастера, то теперь она просит об этом Воланд. Причем обещает ему, что мастер стоит этого, подразумевая, что тогда он сможет восстановить роман.
«- Из дома скорби. Я - душевнобольной, - ответил пришелец.
Этих слов Маргарита не вынесла и заплакала вновь. Потом, вытерев глаза, она вскричала:
- Ужасные слова! Ужасные слова! Он мастер, мессир, я вас предупреждаю об этом. Вылечите его, он стоит этого». (Глава 24 «Извлечение мастера»)
Возвращение мастера так не восхитило Маргариту, как возвращение ей романа о Понтии Пилате.
«- Простите, не поверю, - ответил Воланд, - этого быть не может. Рукописи не горят. - Он повернулся к Бегемоту и сказал: - Ну-ка, Бегемот, дай сюда роман.
Кот моментально вскочил со стула, и все увидели, что он сидел на толстой пачке рукописей. Верхний экземпляр кот с поклоном подал Воланду. Маргарита задрожала и закричала, волнуясь вновь до слез:
- Вот она, рукопись! Вот она!
Она кинулась к Воланду и восхищенно добавила:
- Всесилен, всесилен!» (Глава 24 «Извлечение мастера»)
В-пятых, Маргарита снова повторят как в первый раз «в этом романе ее жизнь».
«Ведь ты знаешь, что я всю жизнь вложила в эту твою работу». (Глава 24 «Извлечение мастера»)
В-шестых, ночь после возвращения в последний приют Маргарита провела с романом. Она гладила рукопись, поворачивала ее в руках, шелестела листами, разглядывала и целовала их, перечитывала слова.
«Через час в подвале маленького домика в одном из Арбатских переулков, в первой комнате <…>, сидела Маргарита и тихо плакала от пережитого потрясения и счастья. <…> В соседней маленькой комнате на диване, укрытый больничным халатом, лежал в глубоком сне мастер. Его ровное дыхание было беззвучно.
Наплакавшись, Маргарита взялась за нетронутые тетради и нашла то место, что перечитывала перед свиданием с Азазелло под кремлевской стеной. Маргарите не хотелось спать. Она гладила рукопись ласково, как гладят любимую кошку, и поворачивала ее в руках, оглядывая со всех сторон, то останавливаясь на титульном листе, то открывая конец. <…> и сколько угодно, хотя бы до самого рассвета, могла Маргарита шелестеть листами тетрадей, разглядывать их и целовать и перечитывать слова:» (Глава 24 «Извлечение мастера»)
Любовь после бала
Только на закате в субботу Маргарита впервые проявила сильные и яркие чувства к мастеру, а не как до этого момента, она выказывала к его роману.
«Иногда она сидела на корточках у нижних полок или стояла на стуле у верхних и тряпкой вытирала сотни пыльных корешков». (Глава 13 «Явление героя»)
Маргарита впервые назвала мастера милым, обнимала и целовала его, гладила по голове.
«- Ты сейчас невольно сказал правду, - заговорила она, - черт знает, что такое, и черт, поверь мне, все устроит! - глаза ее вдруг загорелись, она вскочила, затанцевала на месте и стала вскрикивать: - Как я счастлива, как я счастлива, как я счастлива, что вступила с ним в сделку! О, дьявол, дьявол! Придется вам, мой милый, жить с ведьмой. - После этого она кинулась к мастеру, обхватила его шею и стала его целовать в губы, в нос, в щеки. Вихры неприглаженных черных волос прыгали на мастере, и щеки и лоб его разгорались под поцелуями».
«Но когда она утихла, лицо ее сильнейшим образом изменилось, она заговорила серьезно и, говоря, сползла с дивана, подползла к коленям мастера и, глядя ему в глаза, стала гладить голову.
- Как ты страдал, как ты страдал, мой бедный! Об этом знаю только я одна. Смотри, у тебя седые нитки в голове и вечная складка у губ. Мой единственный, мой милый, не думай ни о чем. Тебе слишком много пришлось думать, и теперь буду думать я за тебя! И я ручаюсь тебе, ручаюсь, что все будет ослепительно хорошо».
«Та, плача, шептала ему, и пальцы ее прыгали на висках мастера.
- Да, нити, нити, на моих глазах покрывается снегом голова, ах, моя, моя много страдавшая голова. Смотри, какие у тебя глаза! В них пустыня... А плечи, плечи с бременем... Искалечили, искалечили, - речь Маргариты становилась бессвязной, Маргарита содрогалась от плача». (Глава 30 «Пора! Пора!»)
Тем не менее, прежняя любовь к роману осталась у Маргариты. И необходимость покинуть последний приют всколыхнула в ней прежние чувства к роману, а также страх вновь его потерять.
«- Великий Воланд, - стала вторить ему Маргарита, - великий Воланд! Он выдумал гораздо лучше, чем я. Но только роман, роман, - кричала она мастеру, - роман возьми с собою, куда бы ты ни летел». (Глава 30 «Пора! Пора!»)
Мастеру пришлось дважды успокаивать ее, что роман останется с ними навсегда.
«- Не надо, - ответил мастер, - я помню его наизусть.
- Но ты ни слова... ни слова из него не забудешь? - спрашивала Маргарита, прижимаясь к любовнику и вытирая кровь на его рассеченном виске.
- Не беспокойся! Я теперь ничего и никогда не забуду, - ответил тот». (Глава 30 «Пора! Пора!»)
В последней главе мы видим, что Маргарита продолжает проявлять искреннюю заботу о мастере, чем подкрепляет впечатление о своей любви к нему.
«Мастер шел со своею подругой в блеске первых утренних лучей через каменистый мшистый мостик. Он пересек его. Ручей остался позади верных любовников, и они шли по песчаной дороге.
- Слушай беззвучие, - говорила Маргарита мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, - слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, - тишиной. Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я». (Глава 32 «Прощение и вечный приют»)
И в Эпилоге во время весеннего праздничного полнолуния она с мастером посещает во сне профессора Понырева.
«Тогда лунный путь вскипает, из него начинает хлестать лунная река и разливается во все стороны. Луна властвует и играет, луна танцует и шалит. Тогда в потоке складывается непомерной красоты женщина и выводит к Ивану за руку пугливо озирающегося обросшего бородой человека. Иван Николаевич сразу узнает его. Это - номер сто восемнадцатый, его ночной гость». (Эпилог)
Похоже, что повествователь был прав, когда клялся, что:
«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!
За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!» (Глава 19 «Маргарита»)
Таким образом, скука явилась случайным и противоречивым моментом в цепи причинно-следственных связей в жизни Маргариты: десятилетнего несчастья, злобы и пустоты, и трехмесячных мучений. Поначалу Маргарита испытывала страсть к мастеру, т.к. он первоклассно писал роман о Понтии Пилате. А в роман Маргарита Николаевна влюбилась сразу, и он стал ее жизнью. И эту любовь к роману она сохранила до конца романа «Мастер и Маргарита». Любовь же к мастеру у Маргариты проявилась достаточно поздно, лишь через год после возвращения в последний приют с весеннего бала полнолуния. И даже спустя семь или более лет во время весеннего праздничного полнолуния профессор Понырев видит во сне Маргариту Николаевну рука об руку с мастером. Так страсть Маргариты к мастеру превратилась в любовь к нему и стала сосуществовать с ее любовью к роману о Понтии Пилате.