Бремя власти - тяжелый Крест. Князья и цари на Руси рано взрослели и рано уходили на войну.

May 24, 2023 19:13


Вместе с началом образования нового государства и крещения Руси вводилась общая для всех письменность.

В русской традиции почти все святые князья были одновременно мужественными воинами и великими покровителями Церкви. Как правило, незадолго до смерти они уходили в монахи.

Эта святая русская традиция начинается с равноапостольной  княгини Ольги, которая сама возглавляла войско в военных походах, и Равноапостольного великого князя Владимира, крестителя Руси.

Внук св. равноапостольного князя Владимира Святой благоверный князь новгородский Владимир, чудоворец был посажен на княжение в Новгороде Великом, когда ему было 14 лет. В 1042 г. Владимир Ярославич ходил войною на ямь и победил их. Ему было тогда 22 года, а в следующем 1043 г. по приказанию отца князь Владимир участвовал в походе русских против греков, предпринятом для наказания греков за оскорбление русских купцов в Царьграде и за убийство одного из них. В 1045 году заложил в Новгороде новый каменный Софийский собор, который был достроен в 1050 году. Также при нём в стольном городе была возведена каменная крепость. Святой князь усердно поучался в законе Господнем: известно, что в 1047 году для него были переписаны пророческие книги с толкованиями.



Внук Ярослава Мудрого и правнук святого Владимира святой благоверный князь Ярополк Изяславич Владимиро-Волынский жил в тяжелые времена, в годы усобиц между братьями-князьями. Точное время рождения князя Ярополка неизвестно, но судя по тому, что уже в 1071 г. князь участвует в битве, надо полагать, что ему было на тот момент около 20 лет. В ноябре 1086 года, на пути из Владимира в Звенигород Галицкий, князь Ярополк погиб от руки Нерядеца, который был в числе его свиты. Дружина отвезла тело князя в Киев, там его отпели в киевском монастыре святого Димитрия, в церкви святого апостола Петра.

По словам летописи, Ярополк отличался смирением, кротостью, нищелюбием и благочестием, давал каждый год десятину в Богородичную Киевскую церковь. Многие церковные памятники, начиная с летописи преподобного Нестора, свидетельствуют, что убиенный князь Ярополк местно почитался в числе святых угодников Божиих. В 1831 году он был причислен к лику святых в Соборе Волынских святых.

Святой благоверный князь Киевский Мстислав, сын Мономаха (во святом крещении Феодор) уже в 12 лет был отправлен своим дедом княжить в Новогороде, а в 20 лет успешно громил своих противников на поле брани. Юный князь прославился особенно своим великодушием, миролюбием, храбростью и любовью к построению храмов. Новгородцы любили своего доброго князя и ни за что не соглашались принять на его место другого. В 1125 году умер великий князь Владимир Мономах, и благоверный князь Мстислав занял киевский престол. В 1127 году святой Мстислав дал клятву защитить Черниговского князя Ярослава, изгнанного племянником. Духовенство и все люди умоляли его не проливать христианскую кровь. Благоверный князь послушался, но до конца жизни плакал, что преступил крестное целование. В 1131 г. святой Мстислав воевал с Литвой и привел в Киев множество пленных. После удачного похода на Литву он заложил храм в честь Пирогощской иконы Божией Матери.

Скончался 14 апреля 1132 года на Пасхальной седмице и был погребен в построенном им храме святого великомученика Феодора.

Святой благоверный великий князь Всеволод-Гавриил Псковский был старшим внуком Владимира Мономаха. Когда в 1117 году великий князь Мономах отозвал своего сына Мстислава из Новгорода в Переяславль, то совсем молодой Всеволод заступил вместо отца в Новгороде, ему было около 20 лет. Богобоязненный князь Всеволод был вместе с тем и мужествен. Преданный своему долгу, он высоко ценил чувство чести и не оставлял безнаказанным дерзких врагов его удела. Псковитяне прислали выборных в Вышгород с усердным прошением, чтобы князь Всеволод пошел к ним княжить, святой Всеволод согласился. Там благочестивый князь заложил каменный храм во имя Святой Троицы. Латинствующие народы все боялись самого имени святого и не смели нападать на Псков. Но вскоре он тяжело заболел и скончался. Тело блаженного князя Всеволода положили в церкви святого великомученика Димитрия Солунского. Меч же и щит князя поставлены были на его гробе, в похвалу и на утверждение города Пскова, где находятся и доныне в Троицком соборе. 27 ноября 1192 года были обретены мощи святого князя Всеволода и перенесены в Троицкий собор, в котором был освящен в честь его придел. С тех пор при его гробнице начались исцеления.

Сохранился доселе огромный меч святого Всеволода с надписью: «Чести моей не уступлю никому». С этим мечом изображается он и на иконе.

Святой Ростислав, великий князь киевский, внук благочестивого Мономаха, сын великого князя киевского святого Мстислава Великого, брат святого князя Всеволода-Гавриила, является одним из выдающихся государственных и церковных деятелей Руси середины XII века. В юных летах он отличался подвигами необычайного мужества в боях, вместе с тем имел и высокие христианские качества: был незлобив, уступчив и миролюбив. Во время церковной смуты, которая была затеяна в Киеве, следовал примеру святого благоверного князя Андрея Боголюбского.

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский (1110-1174), внук великого князя Владимира Мономаха и сын князя Юрия Долгорукого 35 лет жизни провел в Ростово-Суздальской земле, но в молодые годы жил в Киеве, где его отец был великим князем. От деда Мономаха внук унаследовал великую духовную сосредоточенность, любовь к слову Божию и привычку обращаться к Писанию во всех случаях жизни. Любил князь церковное пение и церковные службы, хорошо знал устав церковный и прекрасно помнил память какого святого и в какой день совершается. Любил он тайные ночные молитвы и часто ночью, тайком от всех, ходил в храм, зажигал свечи и молился.

Вместе с глубоким благочестием святой князь Андрей совмещал ратные подвиги. Храбрый и искусный воин, Андрей отличавшийся особой находчивостью и сноровкой, «мужество и ум в нем жили, правда и истина в нем ходили, вторым мудрым Соломоном был он», - писал летописец. Участник многих походов своего воинственного отца, князь Андрей не раз в сражениях был близок к смерти.

Святой благоверный князь Всеволод, в крещении Гавриил, Псковский, внук Владимира Мономаха, родился в 1092 году и почти всю жизнь прожил в Новгороде. Благоверный князь Всеволод отличался благочестием и любовью к Святой Церкви. Много доброго сделал святой князь Всеволод для Новгорода. В страшный голод, спасая людей от гибели, он истратил всю казну. С младых лет князь Всеволод был доблестным воином, победоносно ходил на ямь (в 1123 г.) и на чудь, но никогда не брался за меч ради корысти и власти. Благочестивый князь построилкаменный храм во имя Святой Троицы. Латинствующие народы все боялись самого имени святого и не смели нападать на Псков. Святой князь Всеволод княжил в Пскове один год с небольшим.

Потом он тяжело заболел и скончался 11 февраля 1138 года в возрасте 46 лет. Тело блаженного князя Всеволода положили в церкви святого великомученика Димитрия Солунского. Меч же и щит князя поставлены были на его гробе, в похвалу и на утверждение города Пскова, где находятся и доныне в Троицком соборе.

Святой, благоверный, Великий князь Новгородский Мстислав-Георгий Храбрый  заслужил у современников имя Храброго, которое сохранилось ему в летописях по своему мужеству в битвах и по особенному благородству характера, так как он всегда принимал правую сторону, когда возникали несогласия князей, и вступался за слабого против сильного, невзирая на множество врагов. Будучи совсем юным, он в 1168 году участвовал в победе южно-русских князей над половцами, принимал участие и в других княжеских походах. В Церкви же усвоилось ему утешительное название святого по глубокому его благочестию и делам милосердия, которые не уступали подвигам его воинской доблести.

Князь Мстислав, который, по сказанию современников, боялся лишь единого Бога, явил свое мужество против великого князя владимирского Андрея Юрьевича Боголюбского, когда тот, отдав сперва столицу южную Киев брату его Роману, князю смоленскому, хотел опять отнять достояние сие у Ростиславичей.

Святой благоверный великий князь Георгий Всеволодович был третьим сыном великого князя Всеволода III Большое Гнездо. В первый раз молодой Георгий выступает в истории действующим вместе с отцом и братьями в осаде Пронска в 1207 году. На тот момент ему было 20 лет.

В 13 веке начинается самое трудное время в истории Руси: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались рыцарские полчища. Не прекращаются и междоусобицы.

Святой благоверный князь Мученик Василий, или Василько, как называют его древние летописи, остался сиротой после кончины своего отца, великого князя Константина Всеволодовича. В 1220 г., когда ему было всего 11 лет  (!), благоверный князь Василий по приказанию великого князя святого Георгия посылает свои полки из Ростова и Устюга против болгар на реку Каму, а потом сам идет против болгар в Городец на Волге. Спустя три года Василий вместе с ростовцами ходил на помощь южным князьям против татар. Далее идет множество военных походов и основание Нижнего Новгорода в 1221 году. В 1224 г. князь Василий помогает двоюродному брату Всеволоду Георгиевичу, не поладившему с новгородцами, а через год идет с великим князем в Чернигов на помощь святому князю Михаилу против курского князя Олега. В 17 лет князь Василий женится. Над Русью сгущались тучи. 3 мая 1230 года писал летописец, "тряслась земля в самую обедню", были тем летом на Руси голод и мор. В 1232 году татары зимовали, едва не дойдя до столицы Волжской Болгарии. Князь Юрий в 1236 году женил своих сыновей Владимира и Мстислава, Василько гулял на их свадьбах. А всем им оставалось жить чуть более года - татары уже взяли Болгарскую землю.

Святой благоверный князь Мученик Василько, как наш современник Евгений Родионов, зверски замучен татарами в плену за то, что не предал Христа и не принял мусульманской веры. Точно также мученически пострадал Феодор Стародубский, святой благоверный князь. А Преподобный Пётр, царевич Ордынский, Ростовский чудотворец - ясный пример тому, что пребывание пастырей Русской Церкви в Орде, тяжелое для них, не оставалось без плодов для святой веры.

Святому благоверному князю Александру (будущему Невскому) было всего 19 лет (!), когда он с небольшой дружиной (!) разгромил латинян. Уверенный в победе, королевский зять Биргер прислал Александру объявление войны, гордое и надменное: «Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою». Новгород был предоставлен самому себе. Разгромленная татарами Русь не могла оказать ему никакой поддержки. Князь тогда молился на коленях в соборной церкви Софии Премудрости Божией, а обращаясь к воинам, он сказал слова и поныне крылатые:

"Не в силе Бог, но в правде. Иные - с оружием, иные - на конях, а мы имя Господа Бога нашего призовем!"

Все знают святого благоверного князя Александра Невского, но почти никто никто не знает, что его брат тоже святой благоверный князь Новгородский Феодор Ярославович. Княжеское служение его родной земле началось в очень раннем возрасте. По летописям, в 1228 году оба брата были оставлены в Новгороде их отцом Ярославом Всеволодовичем как представители его власти (в 10 и 11 лет). Но вольные новгородцы постановили на вече призвать на княжение св. Михаила Черниговского († 1246; память 20 сентября/3 октября). Однако, не прошло и года, как в феврале 1229 года юным княжичам пришлось покинуть Новгород. В 1232 году четырнадцатилетний Феодор уже был призван послужить Богу не только молитвой, но и мечом: он участвовал в походе русских дружин против языческих мордовских князей. В 1230 году во время голода и мора новгородцы снова пригласили Ярослава. В 1238 г. он в четвертый раз сел на княжение в Новгороде, но сам пробыл в городе лишь две недели, вновь посадил там своих сыновей и ушел в Переяславль Залесский.

В 1233 году по желанию отца он должен был вступить в брак с дочерью святого Михаила Черниговского Феодулией. После неожиданной смерти жениха обрученная с ним княжна оставила мир, постриглась в одном из суздальских монастырей и прославилась в иноческом подвиге как преподобная Евфросиния Суздальская († 1250; 25 сентября/8 октября).

В 1238 году монголо-татарские орды хана Батыя опустошили много русских земель. Великий князь Георгий с сыновьями и немногочисленным войском вынужден был отступить в Ярославский удел своего воспитанника Всеволода. Здесь, на реке Сити, их настигли отряды неприятелей. Произошла кровавая сеча, в которой погибли великий князь Георгий и князь Всеволод Ярославский, отец благоверных Василия и Константина (князья Ярославские, страстотерпцы). Выше было сказано, что Василько Ростовский был пленен и мученически погиб за веру и отечество. Возмужание осиротевших юных князей пришлось на сложное, тяжелое время. Наследование княжения принял на себя старший брат Василий (родился не позднее 1229 года). Воевать и княжить им пришлось, начиная с отрочества. Зимой 1249 году князь Василий Ярославский отправился во Владимир на Клязьме для встречи с родственным ему святым благоверным великим князем Александром Невским († 1263 г.). Там он тяжело заболел и 8 февраля преставился ко Господу. Гроб с телом князя Василия Всеволодовича от Владимира до Ярославля провожали его двоюродные братья: ростовский и белозерский князья Борис и Глеб Васильковичи вместе со своей матерью, а также сам великий князь Александр Невский - столь велико было их уважение к молодому, но зрелому духом безвременно почившему князю.

Летописи свидетельствуют, что князь Василий Всеволодович в страхе Божием правил княжеством, не вступая в междоусобные споры с соседями. Им были восстановлены и обновлены разрушенные в Ярославских пределах монголо-татарами многие храмы.

Святой благоверный князь Ярославский и Смоленский Феодор Ростиславич был воспитан в страхе Божием, чуждался распрей и ссор, одновременно отличался мужеством и знанием ратного дела. Возвратившись из Орды с богатой добычей, Феодор обратил на себя особенное внимание хана и жены его; последняя предложила ему руку своей дочери. Феодор не побоялся отвечать, что у него есть супруга и он, как христианин, не может иметь другой. Слава его гремела по всей Руси, все князья искали с ним дружбы и союза. Но он больше всех любил сына святого Александра Невского, Андрея Александровича, поддерживал его во всех начинаниях, когда тот был великим князем Владимирским, ходил с ним в походы, делил радость побед и горечь поражений. 18 сентября 1299 года, чувствуя приближение смерти, князь принял схиму.

Святой благоверный великий князь Даниил Московский - младший сын святого благоверного Александра Невского. Был миролюбив, но воевал в крайних случаях, когда отступать не было возможности. Когда рязанский князь Константин Романович, призвав на помощь татар, занимался тайными приготовлениями к внезапному нападению на земли Московского княжества, преподобный Даниил пошел с войском к Рязани, "некакою хитростью" разбил неприятеля, взял в плен Константина и истребил множество татар (1301). Это была первая победа над татарами, победа негромкая, но замечательная - как первый порыв к свободе. Разбив Рязанского князя и рассеяв его союзников - татар, благоверный князь Даниил не воспользовался победою, чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, как это было принято в те времени, а показал пример истинного нестяжания, любви и братолюбия. Перед кончиной, следуя благочестивому примеру отца, принял иноческий чин и схиму и по глубокому смирению завещал совершить погребение на братском кладбище основанной им обители в честь преподобного Даниила Столпника, впоследствии получившей название Московского Данилова монастыря.

Святой благоверный князь, преподобный Олег Романович Брянский, в крещении Леонтий, в иночестве Василий (ок. 1245 - 1307) Внук святого князя мученика Михаила Черниговского, сын первого Брянского князя благоверного Романа.  В Ипатьевской летописи упоминается, что благоверный князь Олег в 1274 году вместе со своим отцом участвовал в войне против Литвы. Познав суетность земного счастия, он предоставил Черниговское и Брянское княжества своему брату и его сыну, а сам решил служить Богу в иноческом чине. В 1275 году он соорудил Петровскую обитель в Брянске где принял постриг с именем Василий. Церковные архивы свидетельствуют, что в этом монастыре благоверный князь скончался строгим подвижником 20 сентября 1307 года и был погребен в монастырском храме.

В 1368 г. разгорелся конфликт между Москвой и Тверью. Как сообщается в летописи «… такого зла, как от литовцев, и от татар не было». Ответом на это нашествие стал московский поход на Тверь в 1370 г. Тверская земля была предана огню и пожару. Святому благоверному князю Димитрию (будущему Донскому) на тот момент было всего 20 лет. В июле 1373 года в битве при Любутске московская рать разгромила войско Ольгерда, который едва спасся бегством. После этого поражения Литва была вынуждена заключить с Москвой мир. Михаил Тверской последовал ее примеру в 1375 году. 8 сентября 1380 г. рус. войско сразилось с ордынцами на Куликовом поле, «на усть Непрядвы». Битва продолжалась весь день с большим ожесточением, оба войска несли огромные потери. Обратившиеся в бегство ордынцы тонули в р. Мече. Мамай бежал с поля сражения «в мале дружине». Ягайло, узнав об исходе сражения, из-под Одоева поспешно ушел назад с войском. Вслед за ним вместе с дружиной бежал из своего княжества рязанский кн. Олег. Князь Димитрий посадил в его столице - г. Переяславле Рязанском - своих наместников. Победа на Куликовском поле имела огромное моральное значение, т. к. показывала, что, соединив силы, русские земли могут избавиться от иноземного господства.

По свидетельству «Летописной повести», князь Димитрий Иоаннович вопреки уговорам князей и воевод с начала битвы «бився с татарами в лице, став напреди». Все доспехи его были повреждены, но ни одной раны враги нанести ему не смогли.

К нач. 1360-х годов положение Православия на территории Киевской митрополии было неблагоприятным. Огромные территории оказались под властью литовских князей-язычников. В их владениях Православие было не господствующей, а только терпимой религией. На территории Юго-Западной Руси под властью польского короля господствующей религией стал католицизм, здесь уже в 1350-х годах создавались первые католические епископства. Митрополит Алексий в молодом князе Димитрии видел будущего сильного православного правителя, который объединит русские земли под своей властью и утвердит в них православную веру. В 1378 г. митр. Алексий умер. Перед смертью он поручил Димитрию Иоанновичу заботу об основанном им Чудовом монастыре.

Тесные долголетние отношения связывали Димитрия Иоанновича и прп. Сергия Радонежского. Первое свидетельство о таких отношениях датируется 26 ноября 1374 г., когда игум. Сергий крестил Юрия - сына вел. князя, что, конечно, говорит о том, что вел. князь давно почитал знаменитого настоятеля. Происходило это в Переяславле Залесском, в который «отовсюду съехашася князи и бояре». Ряд исследователей предполагают, что именно на этом съезде было принято решение о войне с Ордой, не исключено, что духовный авторитет прп. Сергия сыграл в этом вопросе свою роль. Еще при жизни митр. Алексия племянник прп. Сергия прп. Феодор основал под Москвой Симонов монастырь. Обитель находилась под великокняжеским патронатом и получила от Димитрия Иоанновича ряд дарений. Вероятно, великий князь был причастен и к основанию монастыря. В 1378 г., перед битвой на р. Воже, вел. князь посетил Троице-Сергиев монастырь и прп. Сергий Радонежский благословил его на борьбу с ордынцами.

О Димитрии Иоанновиче летописи говорят, что он, «аще и книгам не учен сы добре», вел нравственную, благочестивую жизнь. Пребывая на троне, он мечтал об уединении в «пещере», «в чернеческия ризы по вся дни облещися желаше». Великий князь Димитрий скончался 19 мая 1389 года в Москве и был погребен в Архангельском соборе Московского Кремля. В 1505 г. в связи с разборкой здания княжеские гробы из него были вынесены, 3 октября 1507 г. их установили в новоотстроенном храме.

Преподобный Феодор, князь Острожский, стяжал славу устроением храмов и защитой Православия на Волыни от насилий папизма. Он происходил от рода святого равноапостольного князя Владимира, через правнука Святополка Михаила, князя туровского, великого князя киевского. В 1410 году преподобный князь Феодор участвовал в разгроме рыцарей католического ордена под Грюнвальдом. В 1422 году святой князь из-за сочувствия православным в Чехии поддержал гуситов в борьбе с германским императором Сигизмундом. (В русское военное искусство введен был святым князем особый прием - гуситский строй, так называемые таборы, усвоенный украинским казачеством). В 1432 году, одержав ряд побед над польскими войсками, святой Феодор вынудил князя Ягелло оградить законом свободу Православия на Волыни. Князь Свидригайло, опасавшийся усиления своего союзника, в 1435 году заключил преподобного Феодора в темницу, но народ, любивший святого, поднял мятеж и он был освобожден. Преподобный Феодор примирился с обидчиком и явился ему на помощь в борьбе с литовско-польской партией. В 1438 году святой князь участвовал в битве с татарами; в 1440 году, по вступлении на польский престол Казимира, младшего сына князя Ягелло, святой Феодор получил на правах наместничества города Владимир, Дубно, Острог и стал обладателем обширнейших имений в лучших областях Подолии и Волыни. Все это вместе с княжеской силой и славой преподобный Феодор оставил, поступив после 1441 года в Киево-Печерскую обитель, где, приняв монашество с именем Феодосий, подвизался для спасения своей души до самого преставления к Богу. Погребен преподобный в Дальних пещерах преподобного Феодосия (память Собора преподобных отцов Дальних пещер 28 августа/10 сентября). В 1638 году иеромонах Афанасий Кальпофийский свидетельствовал, что «преподобный Феодор открыто почивает в Феодосиевой пещере в целом теле».

Андрей Переяславский (+ ок. 1390), князь Смоленский, святой благоверный.

Михаил Ярославич Тверской (1272 - 1318), великий князь Тверской, святой благоверный

Илия Муромец, Печерский (+ ок. 1188), преподобный


Пример Дмитрия Донского: как единство и молитва помогут нам победить?/ Трудовые мигранты. Кто закладывает бомбу под Россию?

⚡️В выпуске 31.05.2023: ▪️-Патриарх Кирилл возглавил церемонию награждения лауреатов XII Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Прямое включение из Зала церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве. ▪️ Православная церковь чтит память святого...

m.vk.com



Воин и Монах, святая традиция, армия, сакральное бремя Русской власти, РУССКИЙ ИСХОД, исповедничество, Военная тайна, живая история

Previous post Next post
Up