Трагедия русского Фауста. Михаил Булгаков и контракт с дьяволом.

May 18, 2023 16:48


Булгаков, безусловно, был писателем глубоко мистическим, но в ином, специфическом роде.

Булгаков оклеваетал юнкеров и кадетов в романе «Дни Турбиных» (фильмы «Белая гвардия», «Бег»). В Киеве было Константиновское артиллерийское училище, в котором после побега Скоропадского директор, действительно, собрал юнкеров и сказал речь. Но произошло совсем не то, что сочинил Булгаков.

Почти все они погибли в боях за единую и неделимую Россию.

Понятно, почему красный ампиратор регулярно посещал мхатовскую постановку 1926 года, на которую любят ссылаться красные пропагандоны. Товарищ Сталин был в прямом смысле соавтором этого пасквиля и старательно отслеживал совместный замысел.

В 1931-м московский учитель пишет: «В политическом отношении СССР идет к фашизму или - еще точнее - к кемализму. Многие шутливо говорят о предстоящей «коронации», Некоторые факты свидетельствуют о чисто патриархальных формах внедряющегося самодержавия.

1) На комсомольском съезде некий Каганович (евреи сейчас не в моде, но ухитряются заполнять если не командные посты, то большинство в разных совещаньях и комиссиях) закончил речь самым подхалимским славословием тут же сидящему Сталину, что аудитория встретила возгласом: слава, слава, слава! (явно прорепетированным загодя) Ну, чем не «славься, славься и т. д.»?

2) На каком-то сборном и длинном спектакле юбилейного характера (теперь часто заставляют актеров ездить со всей обстановкой на торжества в клубы, на фабрики и т. п.) в 11 ч. вечера появляется Сталин и, проглядев афишку, выражает удивление, почему нет в программе Художественного Театра. Ссылки на и без того загруженную программу не помогли, и с помощью телефонов и автомобилей через час уже была доставлена труппа Худ. Театра, привезшая декорации и изобразившая (повторно в этот вечер) сцену на колокольне из «Бронепоезда» Иванова. Так не поступали во время оно и самодержцы«.

11 февр. (...) Наше разрушение церквей имеет себе параллель в старательном допущении до развала всех константинопольских святынь по воле Кемаля.

24 июля 1939 года М. Булгаков завершил работу над пьесой «Батум» о юности И. Сталина и передал текст драмы во МХАТ. Писатель и драматург связывал с пьесой большие надежды, он рассчитывал на решительное изменение к лучшему своей начавшей пробуксовывать творческой карьеры и жизни. Пьеса уже готовилась к постановке. М. Булгаков с женой и коллегами отправился в Грузию поездом из Москвы для работы над спектаклем. Однако, на полпути к Кавказу разразилась катастрофа. Писателя и его театральных коллег нагнала телеграмма об отмене спектакля. Это известие грянуло как гром среди ясного неба и буквально сразило его.



Сразу же по возвращении в столицу, здоровье М. Булгакова резко ухудшилось. Он начал стремительно терять зрение. Диагноз оказался неутешительным, гипертонический нефросклероз - тяжелая и неизлечимая болезнь почек. Как дипломированный и практиковавший врач Булгаков в полной мере осознавал, что такой эпикриз не оставляет ему никаких надежд. Жизни, болезненной и мучительной, в нем оставалось всего на несколько месяцев. Не будучи в силах справиться с усиливающимися с каждым днем приступами боли, он начал употреблять морфий, хранившийся в его доме и прописанный ему еще в далеком 1924 году.

Примечательно, что спустя почти семьдесят лет после смерти Булгакова, следы морфия были обнаружены на страницах рукописи романа «Мастер и Маргарита».

10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. Он умер от той же болезни и практически в том же возрасте (разница - год), что и его отец.

*****

Если присмотреться повнимательнее, его на первый взгляд, в целом ординарная для начала двадцатого века биография, прямо-таки изобилует разного рода мистическими совпадениями, знаками и намеками. В качестве примера достаточно вспомнить историю о том, каким удивительным образом камень названный «голгофой» и некогда стоявший на могиле обожаемого им Гоголя, по извилистой и прихотливой воле судьбы, в конце концов, оказался могильным камнем самого Булгакова.

Надо сказать, что хрестоматийная фаустовская тема просматривается в биографии любого выдающегося художника, музыканта, писателя. Но в жизни Булгакова искусительно отчетливо. Наверное, именно поэтому в последние годы на просторах интернета появилось немало спекулятивных теорий и гипотез, главный смысл которых сводится к тому, что автор «Мастера и Маргариты» во время гражданской войны, в период своего губительного пристрастия к морфию, заключил типовой контракт с «супротивником», поставив в залог свою бессмертную душу взамен избавления от тяжелой наркотической зависимости и выдающегося литературного успеха.

На первый взгляд, тема эта не кажется академически обоснованной и серьезной. Право, мы же взрослые, современные и образованные люди! А тут какая-то сказочная чертовщина. Нот это только на первый взгляд. Вряд ли имеет смысл говорить о сделке Булгакова с дьяволом в прямом, буквальном смысле этого слова. Но вот в символическом смысле рассуждать не только можно, но даже полезно. Тем более, что последствия этого компромисса оказались хрестоматийно наглядны.

Если отбросить в сторону всю эту, отдающую дурным вкусом и отвлекающую от сути дела театральную декорацию (обратившегося из пуделя Престигиара в глумливого Мефистофеля, черный плащ с красным подбоем, берет с пером и свиток с автографом начертанным кровью), контракт с дьяволом - это осознанный компромисс со своей совестью и убеждениями ради достижения поставленной цели. Святые отцы утверждают, что бесы - личностные сущности духовного мира. Говоря современным языком, токсичные мыслеформы, взаимодействие (беседа) с которыми неизбежно приводит к самым печальным и разрушительным для всех нас последствиям.

И в этом смысле контракт Булгакова с дьяволом, по-видимому, имел место. И дьяволом искусителем Булгакова оказался не какой-то там опереточный Мефистофель, а сам великий вождь и учитель товарищ Сталин

*****

Кк концу 1929 года в жизни Булгакова наступила черная полоса. И если бы не знакомство Еленой Сергеевной Шиловской, будущей третьей и последней женой писателя, его положение можно было бы назвать беспросветным. По крайней мере в творческом отношении. Его произведения перестали печатать, пьесы словно бы согласовано снимались из театрального репертуара. Так были запрещены спектакли: «Дни Турбиных, «Зойкина квартира», «Бег», «Багровый остров». Одновременно усилилась травля писателя в советской прессе, и ранее, безошибочным классовым чутьем не жаловавшей чуждого пролетарскому духу автора. По утверждению Михаила Афанасьевича, к началу тридцатых годов, за 10 лет своей профессиональной литературной деятельности он удостоился от советской прессы 298-ми ругательных и 3-х благожелательных рецензий. Тридцатый год М. Булгаков встретил в подавленном, близком к отчаянию состоянии. А, как известно, состояние отчаяния (одно из семи смертных грехов) - идеальный момент для искушения врагом рода человеческого. И как некогда Фауст, потерявший веру и утративший смысл жизни, находившийся на грани самоубийства, Михаил Булгаков решается на отчаянный шаг, как выяснится впоследствии, оказавшийся для него губительным контрактом с самим дьяволом.

28 марта 1930 года, Булгаков пишет письмо советскому правительству с просьбой определить, наконец, его судьбу и либо позволить эмигрировать, либо предоставить возможность поступить на работу во МХАТ. Демарш писателя не остался без ответа. Ему ответил сам «отец народов», лично отслеживающий и цензурирующий жизнь искусства и литературы в стране. 18 апреля 1930 года И. Сталин лично позвонил писателю и порекомендовал драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ. Что Булгаков и сделал. Его не удивило мгновенная перемена участи и получение такой желанной для него работы. Он отлично понял, что с этого момента контракт вступил в законную силу.

Именно тогда, в год «великого перелома», ставшего переломным не только для страны, но и для самого писателя, Булгакову и приходит идея создания пьесы о Сталине (долг платежом красен!). Несмотря на колебания и сомнения, Булгаков все-таки берется за написание драмы о вожде народов, в полной мере отдавая себе отчет, что, как ни крутись, как не извивайся, а выйдет фальшивка, поскольку по правилам игры, в которую он опрометчиво ввязался, пьеса изначально не может не получиться сервильной и комплиментарной.

Окончательное решение о написании пьесы о Сталине Булгаков принял только после того, как ему в голову пришла удачная, как казалось, идея изобразить Сталина не на вершине могущества, а в самом начале его революционного пути. Булгаков убеждал себя, что показав тирана молодым, можно было достичь терпимого компромисса: не слишком погрешить против правды и совести, при этом, не впадая в немилость всесильного вождя.

Но это была лишь иллюзия. Как прекрасно образованный, начитанный человек, родившийся в семье видного богослова и историка церкви, Булгаков отчетливо понимал, не мог не понимать, с каким «гроссмейстером» он сел играть в шахматы и, что все его благие надежды, всего лишь спасительная ложь, иллюзия и ночной морок изначально обреченный бесследно развеяться при свете дня. С каждым днем, «давший палец» черту Булгаков все больше увязал в компромиссах. И главный герой, и сама пьеса выходили надуманными, неживыми и плакатно фальшивыми. Это была не история жизни, а грубая картонная декорация. Особенно лживым, безжизненым и ненатуральным вышел образ Императора Николая II, услужливо написанный писателем самыми темными красками. Негативное восприятие образа Государя Императора достигалось за счет диссонанса несовместимых черт характера. Воспитанный, утонченный, глубоко верующий, любезный и тактичный с подчинёнными Николай II в пьесе одновременно и безжалостный, кровавый тиран, сожалеющий, что при расстреле шеститысячной батумской демонстрации рабочих погибло лишь 14 человек. недовольный слишком уж мягким уголовным законодательством Российской Империи. В общем, это была самая настоящая творческая катастрофа, какой-то скверный, плоский, но отнюдь не смешной (прежде всего для самого Булкагова) анекдот.

Наверное, поэтому начатая в 1936 году пьеса продвигалось так вяло и туго. Михаил Булгаков предчувствовал, что дьявол неизбежно обманет и погубит его. Так оно и случилось. Да и не могло не случиться. Писатель написал ложь, создал курьезный и насквозь фальшивый пасквиль. А это никогда не проходит бесследно. Но особенно трагически заканчивается для талантливого, тем более гениально одаренного Богом человека. Нет никакого смысла играть с чертом к кости… Булгаков сделал свою ставку на Zero и проиграл… « Взлетели кости, звонкие, как сталь, Упали кости - и была печаль…»

Борис Куркин.

Памяти прекрасного, талантливого, благородного, доброго человека Борис Александровича Куркина. А ещё он был убеждённым русским патриотом, профессором-правоведом, полковником, писателем и поэтом, всесторонне, энциклопедически образованным человеком, реликтовым представителем теперь уже, увы, уходящей человеческой породы...


Памяти Бориса Куркина - Литературная Россия


Еженедельная литературно-публицистическая газета

litrossia.ru

советские симулякры, фальшевики и фейк-хистори, придворные борзописцы, Булгаков, "мозг нации"?!, Б.Куркин, Чуркасталин красный ампиратор

Previous post Next post
Up