Когда завоевательная война перестала отбивать затраты

Nov 13, 2022 01:50


Часть III Упадок

Несмотря на приносимые выгоды, война всегда была недешевым удовольствием, но промышленная революция подняла планку военных расходов на заоблачный уровень. Во-первых, прогресс, создав более эффективное оружие, сделал его и более дорогим. Более того к оружию добавилась разнообразная и зачастую весьма недешевая военная техника, которая в предыдущие периоды просто отсутствовала. Во-вторых, расходы выросли по причине количественного увеличения армий - например, пришедшая в 1237 году на Русь "множьство бещисла, акы прузи (саранча)" монгольская армия это всего 50-60 тысяч воинов, в 1812 году перед вторжением в Россию Великая армия Наполеона насчитывала 600 тысяч, а вермахт на 22 июня 1941 года достиг численности в 7,2 миллиона человек.

Сколько стоит индустриальная война, хорошо демонстрирует график госдолга Великобритании по отношению к ВВП в XX веке. В целом прямые военные расходы стран-участников Первой мировой войны составили 186 млрд долл, а с косвенными по разным оценкам - 340-360 млрд долл.





Во Второй мировой войне сумма прямых военных расходов выросла до 1,117 трлн долл., стоимость разрушенных гражданских объектов (жилья, инфраструктуры и т.п.) "потянула" еще на 316 млрд долл. Впрочем, проигравших заставили по старой традиции заплатить. Например, Германия выплатила СССР (в основном имуществом) 15,8 млрд долл., союзникам - 10,7 млрд долл. Очевидно, что понесенные военные расходы и прочий ущерб от войны далеко не были покрыты, ведь только народно-хозяйственные потери СССР в результате войны оценивались в 128 млрд долл.

Но рост расходов на войну это только одна сторона проблемы. Параллельно с этим выяснилось, что новоприобретенные земли дают меньше выгоды. Первые звоночки о том, что, казалось бы, отлаженный процесс пошел не так, прозвенели еще в период строительства колониальных империй. Да, в начальный период он проходил, как описано в предыдущем разделе, когда какой-то Кортес или Писарро завоевывал страну, вывозя в качестве добычи тонны золота и серебра, а затем эксплуатируя ее в обычной аграрно-добывающей парадигме. Однако после промышленного переворота оказалось, что для лучшей эксплуатации колоний, чтобы иметь не только источник сырья, которого, кстати, требуется все больше, но и рынок сбыта продукции, в них тоже нужно вкладывать средства - строить дороги для вывоза сырья, расширять портовые мощности, организовывать местные предприятия и даже обучать аборигенов.

В результате оказалось, что страны-колонизаторы развивались медленнее, чем страны, колоний не имевшие. Так, доля Франции в мировом промышленном производстве с 1860 по 1913 год сократилась вдвое - с 12% до 6%, а у Англии падение было еще большим - с 36% до 14%. В то же время страны, не обремененные колониями могли направлять большую часть капитала на развитие национальных экономик и оснащать свою промышленность самыми передовыми на тот момент технологиями в то время как их конкуренты на мировой арене выясняли, чья Фашода.

Но людям свойственна инерция мышления - в конце XIX века британский премьер-министр Уильям Гладстон писал, что "имперское чувство является врожденным у каждого англичанина". Ну а какой имперец будет против расширения границ, поэтому многие страны пытались не отставать от законодателя мод, однако, как правило, с негативным результатом. Германия построила свою колониальную империю в 80-90-х годах XIX века уже после завершения промышленного переворота, но не получила от этого никакого профита - доходы не покрывали и 60% затрат. Имперский проект Желтороссии в начале XX века приведет РИ проигранной войне, самой крупной военно-морской катастрофе в истории государства (Цусима) и утрате части своей территории (Южный Сахалин).

Позже попытка Гитлера создать великую континентальную империю обернется для Германии лишь чудовищными потерями - финансовыми, человеческими и территориальными. Вообще саму идею завоевать лебенсраум и рассадить часть населения на земле сажать брюкву и картошку в индустриальную эпоху иначе как безумной назвать нельзя. Неоднократно повторяемая нацистскими лидерами мысль о том, что растущему населению в будущем не хватит жизненного пространства, не выдерживает критики - в современной Германии на меньшей территории очень даже неплохо живет большее количество людей, чем в Веймарской республике. В экономических реалиях XX века уже более выгодным стало развитие уже имеющегося государства, а не завоевание новых земель.

Previous post Next post
Up