МЕТОДИКА КОНСТРУКТИВНО-ПЛОСКОСТНОГО ПОСТРОЕНИЯ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА

Jun 26, 2023 16:44

Аннотация. Особенности объемного и плоскостного построения в изобразительном искусстве. Подвижные плоские конструкции. Конструктивная аппликация, силуэт, цвет и контур.
Ключевые слова. Конструкция фигуры человека, механика движения в рисунке, силуэтная аппликация, пропорции фигуры человека,

Актуальность исследования. В книге "Рисование с натуры", написанной еще в первой половине прошлого века, ее автор Н.Э.Радлов рассмотрел два разных подхода к рисунку: "объемный" и "живописный". Основой объемного подхода он считал установку рисующего на восприятие плоскости листа бумаги как пространства, в глубине которого изображаются трехмерные объекты. Живописный подход требует противоположной установки: нужно представить себе реальную объемную модель как уже нарисованную, то есть в виде сочетания пятен на плоскости [4, С. 10].
Теоретически, обучение двум разным подходам требует и разных методик и двух разных дисциплин. На практике один подход, объемно-конструктивный, нередко противопоставляется другому - плоскостно-живописному.
Но и тот, и другой подходы, фактически, уклоняются от содержательных задач искусства в сторону формальных задач: в одном случае стереометрических, а в другом - планиметрических упражнений. Вместе с тем художникам необходимо учиться мыслить и содержательно, и конструктивно.
Н.Э.Радлов писал не только о рисовании с натуры, но упомянул также и рисование по представлению. Он определял этот вид рисования как графический и считал, что рисующий при этом изображает не то, что видит, а то, что знает. Эта осознанность, судя по всему, ближе к объемно-конструктивному варианту. Радлов считал, что рисованию по представлению следовало бы посвятить отдельную книгу. К сожалению, ему не удалось эту книгу написать.
Цель исследования заключается в том, чтобы разработать методику конструктивного построения фигуры человека по представлению, изначально содержательную и не перегруженную формальными элементами.
Основная часть. Изображение на плоскости, выполненное карандашом или красками, обращено только к зрению, оно в той же степени виртуально, как изображение на экране монитора. Как же этой неосязаемостью можно управлять? Если речь идет о конструировании, то в его основе всегда реальные, а не воображаемые манипуляции. Поэтому сначала представим себе, как может выглядеть объемная и осязаемая конструкция фигуры человека. Конструкция это нечто такое, что можно разбирать и собирать. Понятно, что натурщик для таких действий не подходит. Нужна трехмерная имитация фигуры. Как ее создать, и в чем ее главные особенности?
Важной составляющей конструкции фигуры являются пропорции. Пропорции обычно обозначаются в виде арифметических дробей. Например, высота головы может составлять 1/8 высоты фигуры. Это можно представить наглядно, если рисунок фигуры вписать в сетку, состоящую из равных квадратов. В материализованном, осязаемом виде сетка из натянутых проволочек может быть помещена перед объемной фигурой. При этом сетка оказывается чем-то отдельным от фигуры, внешним. Однако нетрудно представить и иной вариант. Если общая масса фигуры составлена из кубических блоков, то зазоры между блоками будут воспроизводить ту же самую пропорциональную сетку [3, С. 35]. А контурное изображение фигуры на поверхности блоков покажет ее будущие границы при дальнейшей проработке. Разница, и очень существенная, в том, что теперь пропорции можно воспроизвести посредством трехмерного модульного построения фигуры из одинаковых блоков.
Однако выше описанная конструкция статична. Но фигура человека подвижна, следовательно, и конструкция, ее имитирующая, должна быть подвижной. Примером механической подвижной конструкции является деревянный или пластиковый манекен для художников. Однако должна существовать возможность разбирать и собирать такие модели, - именно в этом процессе формируются навыки конструирования. Элементы конструкции манекена имеют вполне определенную форму. Вместе с тем, как уже было сказано, каждый элемент конструкции подвижной фигуры должен быть построен из пропорциональных модулей-блоков. Этим наша воображаемая двухуровневая конструкция отличается от существующих манекенов. Заметим еще, что форма элементов внешняя и достаточно обобщенная. Функцию суставов выполняют шарниры, нет ни имитации костей, ни имитации мышц (Рис. 1).



Рис 1. Модульное построение фигуры человека. Точками обозначены центры вращения

С шарнирами связан еще один важный момент. Движение манекена основано на вращении одних элементов относительно других, и оно осуществляется вокруг центров вращения.
Итак, мы выявили три существенных особенности трехмерной конструкции.

1. Модульное построение.
2. Стабильные элементы конструкции.
3. Центры вращения.

Но как такую разбираемую и собираемую, подвижную систему перенести на плоскость? Выполнение рисунка с деревянного манекена не является в данном случае адекватным решением, так как действие конструирования, сборки фигуры из элементов при этом отсутствует. Плюс к этому должен быть заранее сформирован навык "объемного" (по Радлову) рисования в воображаемом пространстве листа бумаги. Получается, чтобы научиться рисовать, нужно уже уметь рисовать. И наконец, такого модульного объемного манекена, какой изображен на рисунке 1, просто не существует.
Выход видится в другом. Давно известны и применяются на занятиях и в играх с детьми плоские бумажные и картонные манекены и куклы. Для более серьезных занятий их просто необходимо доработать. Уточним, что важна не сама по себе реальная подвижность плоского манекена, а принцип механической конструкции, связанной посредством центров вращения. Поэтому фигура в найденном движении может быть просто склеена и помещена на контрастный фон.
Пропорции, элементы конструкции и механику движений объемного манекена в трех нормативных ракурсах можно точно воспроизвести в плоской модели. Имеются в виду ортогональные проекции из видов анфас, в профиль и в три четверти.
Правда, здесь есть одна, скорее психологическая, чем техническая проблема. Пропорциональные схемы с вписанной в сетку фигурой нередко воспринимаются как мертвенный академичный канон. Особенно если представить методику использования этой схемы следующим образом: 1) вычерчивание сетки по образцу; 2) нахождение на сетке одной из точек ее пересечения с очертанием фигуры; 3) нахождение следующей точки пересечения и соединение этих точек контуром; 4) последовательное нахождение всех остальных точек пересечения и их соединение контурами. Такой подход, в принципе, нейтрален, в нем нет ничего неправильного или вредного. Это методика, использовавшаяся тысячелетиями для перевода фигур эскиза на большой формат, Однако она совсем не предназначена для изучения конструкции фигуры. В процессе перевода рисующий не строит ни воображаемые объемы, ни плоские силуэты, его даже мало беспокоит направление линии. Ему нет никакого дела до механики движения. Все внимание он направляет на поиск точек на сетке, внешней по отношению к фигуре.
Для создания плоского подвижного манекена требуется иная методика.
Прежде всего, нужны шаблоны для отдельных подвижных частей фигуры. И каждая часть должна быть составлена на основе квадратных модулей, должны быть найдены центры вращения суставов. Эту подготовительную методическую работу учащиеся выполнить не могут, она им должна быть представлена в готовом виде. И хотя не существует единственно правильного канона, шаблоны для начинающих должны соответствовать только одной пропорциональной схеме. Нужно всего пять шаблонов: 1) для вида анфас; 2) для профиля, направленного влево; 3) для профиля, направленного вправо; 4) для вида в 3/4 влево; 5) для вида в 3/4 вправо. Это позволит составлять по-разному направленные фигуры и, соответственно, сцены из фигур (Рис. 2).



Рис. 2. Конструкция фигуры в пяти видах

Нужны также шаблоны для атрибутов, то есть для силуэтов различных предметов, орудий, частей одежды. Кроме того, методические материалы должны включать образцы осмысленных движений фигур и сцен, из составленных фигур.
Рассмотрим теперь в общих чертах последовательность действий в методике конструктивно-плоскостного построения фигуры человека.
1. Распечатка шаблона на листе формата А4. В случае отсутствия принтера, шаблон можно просто перевести на другой лист через стекло или построить по сетке.
2. Вырезание всех деталей. На этом этапе собственными руками создается набор осязаемых элементов - анатомических форм, из которых в дальнейшем будет собрана фигура.
3, Сборка фигуры по готовому образцу. Точности сборки способствуют обозначенные на каждой детали центры и области вращения. Для контроля соединения уже склеенные части можно рассмотреть на просвет.
4. Приклеивание фигуры к листу бумаги контрастного с фигурой цвета. Перед этим собранная конструкция переворачивается, что позволяет спрятать линии разметки. В итоге получается готовая работа, выполненная в технике силуэтной аппликации.
Такая методика ведет к отработке навыков конструирования, способствует пониманию механики движения фигуры человека, практически, гарантирует успешный результат (Рис. 3). После упражнений по готовым образцам возможны творческие задания.
Следующий этап после однотонного силуэта - добавление цвета и контуров. Цвет - это тоже смысловой и конструктивный фактор. Например, цветом можно отделить силуэт прически от силуэта головы, силуэт одежды - от лица и рук (Рис. 4). А можно и наоборот - объединить одним цветом разные детали костюма. Но разделительная функция цвета не всегда работает. Например, рукав согнутой руки может слиться с рубашкой того же цвета. В таких случаях разделяющим средством служит контур. Контур, так же, как и цвет может соединять отдельные детали.



Рис. 3. Битва. Аппликация собрана из готовых конструктивных элементов. Линии разметки сохранены

Конструктивная роль цвета и контура все же не главная, а вспомогательная. Цвет не может существовать вне формы цветного пятна, хотя пятна могут быть и лишены конструктивных связей (именно так реализуется "живописный" подход). Контур также связан с границами формы. Однако, будучи от формы отделен, сам по себе он также неконструктивен. Существует, разумеется, контурная графика, но в ней, казалось бы, чистые линии на самом деле обрисовывают воображаемые формы и конструкции.



Рис. 4. Конструкция головы из плоских форм. На последнем этапе она проработана цветом и контурами

В этом плане известное положение о том, что любое изображение составляется всего из двух базовых компонентов - пятен и линий - требует уточнения. Пятна профессиональные художники называют формами или массами. Если они равномерно окрашены и имеют четкие границы, пятна краски на плоскости представляют собой полный аналог форм для аппликации, вырезанных из цветной бумаги. И принципы конструирования из пятен - те же самые, что мы рассмотрели выше. Разница в том, что конструирование из пятен - виртуальный процесс, который может правильно сформироваться только после осязаемого конструирования.
Промежуточным вариантом между аппликацией и живописью можно назвать технику штемпельной печати силуэтных фигур в движении, предложенную Готфридом Баммесом [1, С. 50]. Однако он не дает шаблонов для элементов фигуры, предполагая, что студенты смогут вырезать их сами. Кроме того, техника штампов значительно менее управляема, чем аппликация.
Еще одной промежуточной техникой конструирования является компьютерная графика [3, С. 3]. Она позволяет создавать равномерно окрашенные плоские формы и передвигать их по экрану, а также перемещать с одного плана на другой. В этой технологии очень удобно работать с цветом (Рис. 5). Формы на экране монитора неосязаемы, однако они перемещаются посредством курсора мыши, управляемого рукой. Кинестетическое чувство процесса конструирования формируется здесь достаточно адекватно тому, как это происходит на реальной плоскости с материальными элементами аппликации.
Баммес предлагал и упрощенный - не живописный, а силуэтный - метод конструирования фигур из пятен, выполненных кистью [1, С. 55].
Заметим также, что во всех четырех вариантах работы с плоскими формами; аппликации, штампах, компьютерной графике, работе кистью на бумаге - контуров нет. Без них можно обойтись.



Рис.5. Эскизы моделей одежды, выполненные с использованием конструктивных моделей фигуры. Компьютерная графика

Линия - наиболее экономное и доступное изобразительное средство. По-видимому, именно это ее свойство приводит к переоценке ее функции в искусстве. Детское рисование начинается с изучения возможностей карандаша или фломастера. Раскраски для детей только еще более укрепляют представление о базовой значимости контуров в рисовании. Профессиональная подготовка в художественных учебных заведениях также часто предполагает первым этапом - как в рисунке, так и в живописи - линейное построение. Н.Э. Радлов характеризовал "графическое" рисование по представлению как по преимуществу линеарное [4, С. 81]. Однако линия - только итог понимания формы и конструкции, начиная с линии, ни форму, ни конструкцию освоить невозможно.

Здесь мы не затрагиваем тему трехмерных построений на плоскости по следующей причине. Они основаны на перспективных сокращениях размеров, а также на светотеневых изменениях локального тона изображаемого объекта. Но чтобы сокращать размеры и пропорции и изменять тон, нужно сначала разобраться и в размерах, и в пропорциях, и в локальных тонах. А это можно сделать только при помощи методики плоского конструирования.

Выводы
1. Конструкция фигуры (объемный манекен) состоит из элементов определенной формы, строится на модульной основе, имеет центры вращения. Пропорции, элементы конструкции и механику движений объемного манекена в его некоторых нормативных ракурсах можно точно воспроизвести в плоской модели.
2. Базовыми конструктивными элементами в живописи и графике являются равномерно окрашенные пятна с четкими границами. Цвет и контур играют вспомогательную роль.
3. Существует четыре технических варианта работы с плоскими конструкциями: аппликация, компьютерная графика, штампы, работа кистью на бумаге. Из них первый - самый осязаемый, последний наиболее зрительный, виртуальный.
4. Методика конструктивно-плоскостного построения может использоваться на занятиях по рисунку и компьютерной графике, а также может быть выделена в качестве отдельной дисциплины.

Список использованных источников:

1. Баммес Г. Образ человека. Учебное и практическое руководство по пластической анатомии / Готфрид Баммес. - Санкт-Петербург: ООО «Дитон», 2011. - 506 с.
2. Куприянов, Н.И. Основы графических программ. Редактор Inkscape: пособие для студентов художественно-графического факультета / Н.И. Куприянов. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2018. - 197 с.
3. Куприянов, Н.И. Пропорции фигуры человека: пособие для студентов художественно-графического факультета / Н.И. Куприянов. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2017. - 66 с.
4. Радлов Н. Э. Рисование с натуры / Н. Э. Радлов. - Ленинград: Издательства областного союза советских художников, 1935. - 92 с.

Статья опубликована в Сборнике материалов
XIV Международной заочной
научно-практической интернет-конференции "Дизайн:теория и практика"
15 мая 2023 г. (Донецкий государственный университет)

методика изобразительного искусства, изображение фигуры, компьютерная графика, аппликация, конструкция фигуры, пятно и линия, цвет в изображении, Радлов, Баммес, плоский манекен, пропорции фигуры

Previous post Next post
Up