Экспериментальное человечество 40
Источники учения Гурджиева. Учителя Гурджиева. Рафаэль Лефорт.
Упоминается, что основными источниками учения Гурджиева были школы суфиев, монастыри которых он посещал, путешествуя по Ирану, Афганистану, Индии, а также Тибет. Также упоминается братство Сармунг, как один из источников.
Один из последователей Гурджиева, Рафаэль Лефорт, неудовлетворенный возникшим положением в школах Гурджиева после его смерти, предпринял попытку отыскать источники его учения и написал книгу "Учителя Гурджиева", материал из которой и будет предложен ниже.
Гурджиев умер в 1949 г., а путешествие Лефорта состоялось, очевидно, в конце пятидесятых или шестидесятых годов. (фрагменты)
8.1 Хаким Абдул Кадер, ткач ковров, Турция
Лефорт спросил его о Гурджиеве и о суфиях. Знал ли он кого-нибудь?
Мой друг, - ответил он, я не суфий в том смысле, в каком вы на Западе понимаете это слово. Я - то, что вы могли бы назвать мирским братом и время от времени ко мне присылают людей обучаться ткачеству. Их посылает глава Ордена, чтобы собрать определенное знание или технику, которая, кажется, не имеет прямого отношения к эзотерическому учению.
Я учу их ткать ковры и они продолжают свой путь. Гурджиев был одним из таких. Он оставался у меня один год и один день, и хотя не овладел полностью этим искусством, был куда-то послан. Он был внимательным учеником. И хотя больше обращал внимание на цвет и рисунок ковров, чем на само ткачество, тем не менее, он был хорошим учеником.
Его внутренняя жизнь не была моей заботой, но заботой других. Они сказали: "Научи Джурджизаде" и я делал это.
- Кто это "они", которые послали его? - спросил я, допытываясь дальше.
- Это не секрет, - ответил он. Та Ложа, что возле мыса Каратас на Юге. Они были учениками Бахауддина, известного как Накшбанди или Художники. Их там уже нет, но он, должно быть, был послан туда, откуда-то еще, так как я довольно часто заходил туда и не видел его.
- Куда же могла переехать Ложа?
- Ложи не переезжают. Если они выполнили свою функцию в определенном месте, они рассеиваются, их глаза, если хотите, перенастраиваются на другое место, а ученики перебрасываются в другие центры. Если вы действительно хотите знать, как звали Шейха, то я могу вам помочь. Это был мулла Джамал из Кармалы в Ираке. Где он сейчас я не знаю, может быть умер, может быть живет где-то.
8.2 Хаким Мохаммед Кхаттат, каллиграф, Багдад
Кхаттат оказался иранским арабом с вкрадчивыми, мягкими манерами, чей твердый взгляд и прямая осанка не соответствовали его 89 годам.
- знаете ли вы Шейха Али Джамала, в прежние времена он был Шейхом из Каратаса?
- Я знал его, он давно умер. Вы были его другом?
- Нет, но я хочу знать об одном из его учеников, Гурджиеве.
- Я обучал Джурджизаде. Я не учил его ничему другому, кроме моего бедного ремесла. Он находился под руководством Шейха Муслихудина из Удха, тогда обосновавшегося в Багдаде. По вечерам он проводил время с искателями.
- Искателями?
- Искатели истины - это наша группа внутри ордена Кадири. По четвергам мы проводили ночи в медитации и упражнениях под руководством Шейха Каламуддина из братства Сурхани.
- Что еще вы можете рассказать мне о Гурджиеве? Где он жил и кто были его товарищи?
- Он снимал комнату у вдовы Винт Ахмед, вблизи небольшой мечети. Он приходил ко мне ежедневно, на заре, ко времени утренней молитвы и мы проводили день, занимаясь писанием, заострением тростниковых перьев и смешением чернил. Время от времени мы прогуливались в садах и на базарах и слушали сказителей. Он пробыл здесь без одной недели год, и его отослали. Кажется, в Турцию. Остальное мне мало известно. Я учил Гурджиева каллиграфии и мало знаю о его жизни здесь. Я мог бы надеяться иметь лучшего ученика, но он работал добросовестно и горячо.
- Как он пришел к вам?
- Он был послан ко мне Шейхом Муслихуддином, некоторые называют его Саадом, - по имени его великого предшественника из Шираза.
- Что вы думаете о способности Гурджиева в развитии?
- Предугадывать не было моим делом. Как я пытался объяснить, мне была дана задача научить его одному. Как он реагировал на это и реагировал ли он более глубоко, судить об этом было вне моей компетенции. Он следовал определенному пути обучения, на котором я был простым верстовым столбом. Он жаждал учиться и проникнуться традициями моего искусства и традициями Ордена, но как глубоко это было, я не знал. Только учитель, занимавшийся его внутренней отделкой, мог бы сказать об этом, не забывайте, мой друг, что в сфере суфийской активности есть внешняя и внутренние стороны. Они могут различаться, но каждая важна. Суфийские учителя необязательно являются таинственными фигурами. Не все они учат суфизму так, как вы это понимаете через предполагаемые вами каналы. Они могут жить в любом месте и быть плотниками, механиками или рыбаками. Они идут туда, куда их посылают, и, возможно, живут годами, прежде чем к ним присылают ученика. Ты не имеешь на них никакого права, ты не можешь претендовать на их учение. Возможно, они не могут или им нельзя учить человека твоего уровня.
Ищите, но пусть вашим побуждением будет развитие и стремление привести себя в созвучие с Бесконечным, а не обезьянье подражание в затасканной и бесплодной форме, как оно выражается в настоящее время. Ступайте к ученику Али Джамала в Кербале - Шейху Дауду Юсуфу.
8.3 Шейх Дауд Юсуф, церковный деятель, Кербала, Ирак
Адрес шейха был недоступен, его расписание неясным, а возможности аудиенции сомнительны. То, что я не мусульманин, не было, казалось против меня, но то, что я не дервиш, было, конечно, против.
Тем не мене я продолжал зондировать почву. Кто такой Шейх ул Машейх? Кем был Абдуллах Джамави? Из какого ордена был Шейх? Обладает ли он властью суфийских учителей? На все это я получал загадочные ответы. Шейх ул Машейх стоял по отношению к великому Шейху как планета к Бесконечности. Великий Шейх был выше, значительно выше, чем главы Суфиев. Был ли Абдуллах Джамави одним из полюсов (полюсами являются четыре главы суфиев, символизирующие четверти земного шара). Полюсы не известны, за исключением того времени, когда они известны! Является ли тогда великий Шейх Великим учителем всех Орденов? Да, и хранителем традиции. Мусульманской традиции? Нет, традиции, первоначально проявленной через Мусу, Иссу и Мохаммада.
Спустя три недели, в течении которых я терзался сомнениями и перебирал в уме одно за другим полученные мною указания, которые я мог считать таковыми, я получил приглашение встретиться с одним из учеников Шейха в лавке Сулеймана Турка на базаре, где торгуют одеждой.
Я поспешил туда и нашел лавку переполненную покупателями и друзьями. Беседа шла о коврах, о дорожных условиях и спросе на определенные цвета и узоры. Я слушал краем уха, так как некоторые языки были мне непонятны, и я ожидал, к тому же, какого-нибудь указания, относительно того, как и где я мог увидеть Шейха. Правда, записка не содержала в себе никакого обещания, но я был убежден, что через какое-то время он появиться. В этом весьма напряженном состоянии я с трудом расслышал одного из покупателей, обратившегося ко мне с вопросом по-персидски. Я вышел из состояния задумчивости и услышал его вопрос еще раз:
- Как вы думаете, годится ли этот ковер для моих медитаций?
- Да, - сказал я, - не вижу, почему бы нет.
- Не видите, почему нет? - последовал уничтожающий ответ.
- Да потому что вы не смотрите на него. Цвета здесь не гармоничны, они беспокоили бы вас. Узор противостоит позитивному потоку мыслей и нарушает спокойствие ума. Оценивая столь примитивную простую вещь, вы не проявляете особого таланта, тем не менее, вы хотите научиться пониманию от учителя Джурджизаде!
Я подскочил как ужаленный.
- Значит, вы Шейх Дауд?
- Да
- Мне очень жаль, видите ли...
- Я вижу очень ясно
- Видит ли, я хочу сказать...
- Что вы хотите сказать?