Чтобы быть замеченным в наши дни, не достаточно иметь исключительный вкус и талант, нужно слепо верить в свой труд, творить не покладая рук и нести своё видение в массы. Ровно так, как это делает Саймон Столенхаг, замечательный шведский концепт-артист, проделавший путь от скандинавского самоучки до идейного вдохновителя сериалов на Amazon Prime и грядущего полнометражного блокбастера от режиссёров Мстителей.
Саймон Столенхаг стал известен, в первую очередь, как автор нарративных артбуков “Рассказы из петли”, ”Вещи из потопа”, "Электрическое штат" и “Лабиринт”(ориг.: The Electric State, Tales from the Loop and Things from the Flood, The Labyrinth). Придуманные им образы и истории, отражающие иллюзорные научно-фантастические явления в обыденных, гиперреалистичных скандинавских и американских пейзажах, сделали Столенхага одним из самых востребованных визуальных рассказчиков в мире. Недавний сериал, собранный по его книге "Tales from the Loop", вошел в список "10 лучших антиутопий" по версии The Guardian, наряду с такими произведениями, как "Испытание" Франца Кафки и "Гаттака" Эндрю Никкола, которые я безмерно обожаю 🤩.
Артбуки “Рассказы из петли”, ”Вещи из потопа”, "Электрическое штат" и “Лабиринт”
Оригинальный подход Саймона состоит в том, что он интерпретирует, казалось бы, самые обыденные ситуации в ретрофутуристические арты, наполняя их поп-культурными кодами, отражающими конкретный временной период.
Американский Ронин, 2016
Например, неизданная ни в одной книге работа "Американский Ронин" основана на реальном месте, которое художник посетил в Боулдер-Сити, штат Невада. Маленькая, но важная деталь - детская бейсболка c надписью "American Ronin", что является отсылкой к эпизоду "Секретных материалов" "Pusher", где главный антагонист - считающий себя самураем-изгоем неудачник - постоянно читает журнал для наемников с одноименным названием "American Ronin".
Байки из Петли
«Единственное отличие мира моего искусства от нашего мира заключается в том, что... с начала XX века отношение и бюджеты были гораздо более благосклонны к науке и технике».
Саймон Столенхаг, интервью The Verge, 2013
Саймон Столенхаг вырос в сельской местности недалеко от Стокгольма и уже в юном возрасте начал иллюстрировать местные пейзажи, а вскоре и экспериментировать с научно-фантастическими работами, познакомившись с такими художниками, как Ральф Маккуорри и Сид Мид. Тематически его работы часто сочетают его детство с сюжетами из научно-фантастических фильмов и книг, которыми он восхищался. Такой подход привел к созданию сюжетов, в которых гигантские роботы и мегаструктуры могут соседствовать с обычными шведскими предметами, такими как автомобили Volvo и Saab.
По мере оттачивания своего собственного направления в работах, Столенхаг придумал для них единую предысторию, которая звучала так: "Параллельно с реальным упадком шведского государства и благосостояния, большие машины постепенно выходят из строя, и конечный результат этого остается загадкой".
"Байки из петли" Саймона Столенхага
Вещи из потопа
«Петлей в народе называли Исследовательский институт физики высоких энергий, который влиял на жителей и их жизнь».
Вещи из потопа, 2016
Оставив истории о непростом детстве в первом артбуке, Саймон выпускает второй, где рассказывает о более позднем и мрачном периоде в его альтернативной реальности - отрезке конца девяностых, когда всех машин поразил рак.
Чтобы сложить детали придуманного им мира воедино, Столенхаг поднимал кучу архивов, советовался с друзьями, пересматривал кино и перечитывал книги. Получилось много атмосферных и странных историй, которые незамедлительно перевоплощались в концепты. Пейзажи, усыпанные неисправными машинами и кусками металла, заброшенные эхосферы, в которых гулом отзывается ветер, роботы, когда-то совершившие революцию, а сейчас хаотично разбросанные по локациям. И где-то там, глубоко под землей - пульсирующая загадочная Петля.
Перемены - это динамо-машина, которая медленно, но неотвратимо движет наше общество вперед, в то время как прошлые дни все больше и больше окутываются тайнами и мифами. Динамо вращается только в одну сторону - обратных билетов на землю, не существует. Единственный проход между нашим миром и прошлым зарыт глубоко в нашем туманном подсознании, и именно этими забытыми образами наполнена моя вторая книга.
Несмотря на то, что во второй книге происходит катастрофа, автор уравновешивает состояние безысходности и страха, выводя на первый план своих работ подростков, для которых их насущные проблемы поважнее глобального кризиса и протечки в Петле. Например, первые прыщи или идеальная укладка волос перед вечеринкой, ведь там будет куча девчонок!
"Вещи из потопа" Саймона Столенхага
Электрический штат
Третий полноценный артбук Саймона Столенхага рассказывает альтернативную историю из 1997 года. На первом плане подросток-беглянка и её желтый игрушечный робот, которые едут на запад, пересекая всю территорию США, где руины гигантских боевых дронов усеивают сельскую местность вместе с выброшенным мусором, оставленным падшим высокотехнологичным обществом. Пока они добираются до края континента, кажется, что мир за окном их тачки разрушается все быстрее и быстрее, как будто где-то за горизонтом след цивилизации окончательно стирается с лица Земли.
По итогам года, книга получила высшую оценку критиков и читателей и была названа одним из лучших изданий по версии NPR.
А в июне 2022 года было объявлено, что Netflix перенесет "Электрический штат" на большой экран, режиссерами полнометражной картины выступили Джо и Энтони Руссо, ответственные за постановку финальной дилогии "Мстителей" и "Серого человека". Главные роли исполнили Милли Бобби Браун ("Очень странные дела") и Крис Пратт ("Стражи галактики"). По предварительным данным, бюджет картины составил около 200 миллионов.
Съемки фильма "Электрический штат" начались в октябре 2022 года и проходили в строжайшей секретности. Но постановщики обещали аккуратно отнестись к первоисточнику, сохранить главную сюжетную завязку , авторскую гранж-эстетику и футуристический сеттинг книги. Так же известно, что съемки приходилось прерывать на неопределенный срок из-за смерти одного из участников съемочной команды.
Click to view
Недавно Netflix поделился официальным трейлером потенциального блокбастера. Фильм должен выйти на стриминге 14 марта 2025 года.
"Электрический штат" Саймона Столенхага
Лабиринт
Лабиринт является последней на данный момент и самой мрачной работой Саймона Столенхага. Здесь Столенхаг предстаёт как самобытный иллюстратор, его работы повторяют уже проверенные композиции, художественная часть как всегда великолепна, а иллюстрации стали мрачнее и гнетущее предыдущих работ, ярких красок вы здесь уже не найдете. В то же время, Саймон делает больший упор на прозу. На фоне глобальной катастрофы рассказывается камерная история нескольких людей, но она значительно лучше держит фокус повествования и не размывается на всевозможные бытовые зарисовки, как это было в прошлых книгах. Cюжет становится глубже и стройнее.
В этой книге Саймон изучает тему той самой “человечности” и её иллюзорные пределы. Все события подаются через мысли главной героини, от чего книга становится более кинематографичной в восприятии. В повествование добавлены флэшбеки, которые имеют важное значение в анализе для событий будущего. Причины появления загадочных сфер всё так же таинственны, но теперь мы понимаем, что они служат одной из причин краха цивилизации. В итоге, главный посыл может шокировать своей безысходностью, но с другой стороны, он задает читателю интересный вопрос, на который каждый ответит для себя сам.
"Лабиринт" Саймона Столенхага
Не Артом единым
1. В прошлом году Саймон опубликовал свой собственный музыкальный альбом Wild animals. Альбом является сборником авторских треков в жанре VGM, FM и electro-funk, сделанных художником за последние 5 лет. Примечательно, альбом был издан под псевдонимом Sätuna Sound Team, который произошел от совмещения названий Sega Sound Team (внутренняя музыкальная группа игрового гиганта SEGA) и Sätuna (сельская местность, где художник вырос и до сих пор живёт).
2. Саймон - заядлый геймер. Он является автором довольно известного ки-арта к игре NO MAN’S SKY.
Релизная обложка NO MAN’S SKY
3. И напоследок проект, который больше всего греет мне душеньку. Несколько лет назад Саймон Столенхаг дебютировал в роли режиссера. Он снял клип для трехкратного обладателя Грэмми, шведского исполнителя Duvchi на песню “Geronimo”. Саймон смог перенести свой авторский стиль в формат видео, а ведь это уже не авторская работа одного человека, это большой продакшен с кучей амбициозных людей, своих правил, постоянных коллапсов и ограниченного бюджета. Но вышло отлично, клип является естественным продолжением его стиля. Наконец мы видим не просто статичную картинку, созданную Саймоном, додумывая окружение (хотя в этом есть свой прикол). Мы видим этот живой и таинственный мир таким, каким его видит сам автор. Мир, в который очень гармонично вплетена музыка Duvchi, будто рожденная в нем и являющаяся его неотъемлемой частью.
Click to view
На этой прекрасной ноте и закончим.
Спасибо прочитавшим, больше подобных текстов кино и творчестве на моем канале в телеграме!